Aлбания. Старинный Берат - город тысячи окон

Зимой я была озадачена вопросом — куда поехать отдыхать летом. Хотелось моря солнца и тепла, посмотреть мир, и не хотелось оформлять Шенген или любую другую визу. После раздумий, поисков и обсуждений была выбрана именно Албания, в которой в туристический сезон виза для россиян не требуется . Одним из решающих был разговор с мамой, которая сказала мне «в Албании еще никто не был из моих знакомых, и я там не была. Вот съездишь и расскажешь, как там», и еще тот факт, что, по отзывам других туристов, цены в Албании очень приятные.

Итак, решено, едем в Албанию. Билеты куплены, маршрут, хоть и со скрипом, но составлен. Кстати, про маршрут. Поскольку передвигаться мы собирались на общественном транспорте, приходилось руководствоваться расписанием его движения, и из-за отсутствия нормального сообщения между более южными городами, их я в наш маршрут включать не стала, хотя потом и жалела об этом: красота там, судя по всему, неземная, и уж как-нибудь бы да добрались. Наш маршрут: Тирана — Дуррес — Шкодер — Круя — Влёра — Тирана.

Тирана

После пересадки в Белграде (летели Air Serbia из Москвы, пересадка была около 7 часов, поэтому часа 3-4 успели погулять и по этому чудесному городу) попали в Албанию. В аэропорту обменяли 10€ по курсу 127 лек за 1€, так, чтоб хватило добраться до центра, да еще немного на первое время. Курс приемлемый, но, конечно, в самой столице он был намного лучше. Потратили некоторое время на выяснение того, как часто ходит автобус и где его остановка, попутно отбиваясь от дядечки, показывающего жестами то, что он хочет помочь нам и обменять евро на леки по какому-то своему невообразимому курсу. Расписание сфоторгафировать не додумались в тот момент, о чем на обратном пути очень пожалели, но об этом позже. Выяснили только, что минибас курсирует между аэропортом и центром каждый час, а со скольки до скольки — неведомо. Дождались, заплатили 250 лек за человека (что, кстати говоря, после того, как я начиталась про цены в Албании, показалось мне чуть ли не миллионами)) и доехали до центра. Там нас высадили у небольшого сквера в центре города, откуда мы впоследствии и уезжали.

Сразу отмечу, что на обратном пути у водителей автобусов до аэропорта частично выяснили расписание их движения от этой площади до аэропорта: 16.10; 17.50; 20.25; 22.20; 23.20; 01.45. Таким образом, наши опасения, что на наш рейс, отправляющийся в 4 утра, придется приезжать в аэропорт где-нибудь в 6 вечера, не подтвердились.

По прибытии, поскольку мы устали с дороги, мы сразу двинулись искать отель, который забронировали на Booking.com. Очевидно было, что это скорее чья-то квартира, а не отель, и когда мы пришли по указанному адресу, найти его мы не смогли. Пришлось звонить владельцам, которые нам тут же сказали, что не могут нас принять по каким-то неведомым причинам и бросили трубку после моего резонного вопроса — и что же теперь делать? Таким образом, отель Tirana Rooms я не рекомендую . Тем временем, мы заселились в соседний отель All Stars Hotel, попутно дозваниваясь до букинга, чтоб с нас как минимум не сняли денег за бронь, как максимум разобрались с непутевым отелем и что-то сделали. Ребята из букинга оказались очень любезными и в качестве компенсации предложили за высланную фотографию чека возместить разницу в стоимости между отелями. Насчет 1000 рублей, потраченных на телефонные разговоры (никаких специальных тарифов я, по глупости, не установила) я не просила, хотя, может, и стоило бы. Но в итоге всё закончилось хорошо и мы, расположившись и приняв душ, отправились гулять.

Албанцы народ радушный, готовый помочь, но порой очень хитрый, когда видит простачков. Поэтому, пока мы не освоились, сталкивались с мелкими, но характерными ситуациями: то нам все фрукты на рынке взвесят в одном мешочке вместе и продадут по цене самого дорогого, то сувенир продадут по нереально завышенной цене (купили магнитик за 300 лек, а потом узнали, что в других местах он бы стоил 1€, то есть 130 лек), то деньги возьмут, а билет в автобусе не дадут, чтоб мы не знали, сколько он на самом деле стоит (в столице общественный транспорт стоил 40 лек, в других городах, в которых были, по 30 лек, а между городами везде своя цена). В остальном, албанцы очень позитивные люди. Английский большинство не знает, зато, кажется, знает итальянский. Но если на улице подойти к албанцу (который никуда не спешит) и начать что-то спрашивать, он начнет на всю улицу кричать с вопросом — кто знает английский чтоб помочь ребятам?))

Так вот, Тирана. Из номера я по такой жаре вышла без задней мысли и без лифчика в плотном льняном сарафане, и этот факт позволил мне почти сразу понять, что в Албании так не принято. Очень долго мы шли и не могли понять, почему кто-то просто пристально смотрит на меня, а кто-то (но только женщины) начинает в мою сторону смеяться или говорить что-то на албанском мне или спутнику. После раздумий и небольших экспериментов (сначала мы шли, держась за руку, и думали, что может быть дело в этом, но когда перестали держаться, внимание к моей персоне не прекратилось) мы пришли к выводу, что в Албании, как бы жарко ни было, для сохранения спокойствия лифчик лучше надевать, так что остаток поездки пришлось преть:)

В местном фаст-фуде в их шаверму/донер/шаверму на тарелке или любое другое блюдо можно на выбор добавлять курицу, либо говядину, либо иногда ягненка. Цена при этом в зависимости от выбранного мяса иногда меняется. Так, за 400 лек мы съели на двоих большущую шаверму с говядиной, которую нам любезно разрезали пополам. По моим меркам это вышло как две полноценных шавермы. Насчет фруктов, которые мы взяли домой на вечер на местном небольшом рынке: за 120 лек/кг набрали персиков, нектаринов и винограда. В августе у них этого добра навалом, ну и цены везде примерно одинаковые.

Пока мы гуляли по Тиране, какой-то конкретной цели у нас не было. Город довольно интересный, но тут лучше смотреть фотографии, а не рассуждать о том, какой он.

Собор Воскресения Христова


Центральная площадь

1


Great Park of Tirana, который, кстати, оборудован отличной детской площадкой и велодорожками.

Всякие забавности

1

Фонтан на площади Скандербю впечатлил в Тиране, пожалуй, больше всего) такой холмик залитый водой я еще нигде не видела. Из щелей по всему этому холмику течет вода, а у подножия расположены танцующие фонтаны с подсветкой, которые приводят в восторг детвору и заставляют ее бегать и резвиться, получая, кажется, неземное удовольствие) но при этом посещать его надо вечером, поскольку при свете дня он не работает .


Дуррес

Наутро в Тиране мы отправились на автобусный вокзал, чтоб добраться до Дурреса. В Тиране с автобусным сообщением всё хорошо и автобусы ходят примерно до 6 вечера во многие города Албании. Автобусных вокзалов несколько, разделенные по разным направлениям, на входе даже висит расписание движения, но лучше уточнять на месте (немного подробнее про автобусное сообщение в конце рассказа) . Когда приходишь на вокзал, можно сказать толпящимся на входе албанцам (это чаще всего либо контроллеры, либо водители, либо просто регулировщики движения, а порой и таксисты), куда тебе надо ехать, и они сразу направят в нужный автобус . Так что до Дурреса мы добрались без проблем.

В Дурресе у нас было запланировано 5 дней. И для нас это были наименее впечатляющие дни, проведенные в Албании. Сразу скажу, Дуррес нам понравился только тем, что в нем были вкусные и недорогие морепродукты , которые есть, в общем, по всему побережью Албании. Мы остановились в отеле Troy Apartments к югу от порта, море у нас было рядом, но оно разочаровывало: очень мутное, с большим количеством плавающих на поверхности водорослей, с очень длительным и мелководным входом и с песчаным дном (последний пункт меня как раз радовал, но не моего спутника, который долго ругался, что этот песок остается везде) и без душевых на выходе. Но денёк мы всё-таки повалялись на этом пляже, арендовав 2 лежака и зонтик за 500 лек (что, похоже, является стандартной ценой для всего побережья) . А потом мы нашли небольшой дикий галечный пляжик на севере от порта, с довольно быстрым входом, море в том месте было совсем не мутным, хотя порой прибивало водоросли, а на самом пляже было не слишком чисто. Добираться до него приходилось около часа с учетом поездки на автобусе до центра, но ни один другой пляж нам не понравился, так что мы приезжали в центр, гуляли там попивая пиво, и потихоньку не торопясь приходили купаться. Местоположение пляжа отмечено на карте серой меткой.



По всей Албании мы постоянно (кроме, пожалуй, столицы) сталкивались со свадьбами. Свадебные платья у них не сильно отличаются от наших, а загорелые албанки довольно хорошо в них смотрятся))

Еще немного Дурреса

1


1


Но больше всего запомнилось в Дурресе, как мы нашли магазин морепродуктов, в котором можно было заказать приготовление их на гриле или как угодно еще и за 1100 лек съели 650 грамм великолепных королевских креветок)) это было божественно!

Шкодер

Посмотрев на сайте, указанном в конце рассказа, что отправление автобусов в Шкодер есть в 7.30, 8.15 и 9.45 утра, решили прийти на автобусный вокзал Дурреса к 8, но, как оказалось, автобусы Дуррес-Шкодер есть только в 6.15 и 13.15 . Мы немного подумали и решили не ждать у моря погоды, доехали на первом автобусе до Тираны и там, пробежавшись до другого автовокзала, отправились на первом же автобусе в Шкодер. Из Тираны он отправлялся в 10 утра, а ехали мы до Шкодера около 2 часов. Мы решили, что это было связано с тем, что ехали мы в выходной день. Хотя общая скорость потока у них в принципе не такая уж большая. Высадились у подножия горы, на которой стоит замок Розафа и заселились в находящийся там же хостел. Там мы арендовали два велосипеда и поехали по левому берегу Скадарского озера. Виды, конечно, очень привлекательные, хотя пляж, на котором можно купаться в этом озере, кажется, был единственный и находился уже ближе к границе с Черногорией. В общем, в Шкодере арендовать велосипеды я крайне рекомендую , и если их не предоставляет гостиница, в которой вы остановились, то это можно сделать по правому берегу озера совсем недалеко от пешеходного моста. Хотя оплата в том прокате только почасовая, насколько я помню, что-то около 400 лек/час, а в нашем отеле стоимость составляла 4 евро на весь день (хотя, конечно, качество велосипедов было соответствующим).

1


2


2


Замок Розафа открыт для посещения до 8 вечера, хотя, кажется, ребята стоят на входе и пускают народ и после 8. Стоимость билета 200 лек, а на территории есть еще маленький музей за 300 лек, но мы туда не пошли. Посещали замок мы на закате, и красота была нереальная))



1


1


Очень понравилось гулять по вечернему старому городу Шкодера. Жизнь по вечерам в нем кипит, но только в нем, чуть дальше на других улицах уже всё тихо и спокойно, и даже кафешки не работают. Нашли ресторанчик с недорогими морепродуктами, там и ужинали. Гигантская пицца с креветками, например, стоила всего 500 лек, насчет других блюд не помню, но тоже было не дорого и вкусно.

Круя

Очень удачно мы уехали от побережья в город Крую ровно тогда, когда морепродукты нам порядком поднадоели) Выяснив, во сколько автобус из Шкодера едет до Тираны мимо Фуше-Круи (города у подножия горы, на которой находится Круя) и, выяснив, что до автобусной станции мы можем не идти, а можем просто в любом удобном месте помахать автобусу рукой и нас подхватят, выбрали удобное время и поехали.

Контролер, который почти всегда есть в автобусах Албании, хорошо запоминает, кто до куда едет, поэтому можно расслабиться и подремать в пути, он подойдет заранее и скажет, что скоро ваша остановка. Высадили нас на шоссе возле Фуше-Круи, и нам пришлось немного пройтись, чтоб добраться до остановки в сторону Круи. В целом никаких проблем не возникло, и в Круе мы сразу пошли в сторону нашей самой лучшей гостиницы из всего путешествия по Албании — Bar-Restaurant Merlika . Эта гостиница расположена прямо на территории замка Скандербю, а вид с террасы просто шикарный. Пока ждали времени заселения, нас угостили кофе с фруктами, и мы наслаждались всем этим вместе взятым, и даже не заметили, как пролетело время. Кормят там, кстати, тоже очень вкусно. И радушный хозяин всегда чем-нибудь да угостит. Плюс накормит шикарным завтраком и в случае чего подскажет, что нужно.

1

3


1


Так, немного отдохнув, мы выяснили у хозяина, как добраться до дороги в горы и отправились в путь. Дорога заняла у нас примерно 2.5 часа (примерно 6 км), в ее конце была панорамная площадка, маленькая молильня и отличный вид. Там намечалась очередная свадьба, поэтому площадку украшали всякими цветами и прочим. Даже немного позавидовала жениху с невестой, в таком месте жениться, должно быть, очень волшебно)

1

1


1



Вернувшись, мы мельком посмотрели на закат, поужинали в недорогой таверне рядом со старым рынком, вкусив вина и, как было написано в меню, Albanian dish, которое нам очень понравилось и напомнило что-то среднее между мясным супом и гуляшом. Да и в принципе местная еда нам очень понравилась, жареные сыры, рыбные супы, блюда из морепродуктов… всё было вкусно и проблем с животом ни разу не было.


На следующий день мы посещали этнографический музей и сам замок Скандербю. Цены на них маленькие (около 300 и 200 лек с человека соответственно), а посещать их довольно интересно. В этнографическом музее есть также видеоматериалы, объясняющие, как проходили те или иные процессы, например, приготовление оливкового масла, самогона, изготовление нициональных шапочек из овечьей шерсти и так далее.

2


3


Двух дней в этом городе более чем достаточно, но посетить его надо обязательно: как нам сказали местные жители, вокруг него и начала развиваться известная нам сейчас туристическая Албания)

Знаете, что больше всего напрягало меня в планировании поездки в Албанию? Её общественный транспорт и ужасные дороги. Перспектива передвижения по стране со средней скоростью в 30 км/ч в битком набитых старых автобусах без вентиляции - радость на любителя. Глобально я рассказал про трудные туристические будни в кратком отчете "Албания: руководство по эксплуатации", поэтому здесь упор сделаю лишь на транспорте. Некоторые вещи буду вынужден повторить из первоначального текста, поскольку они актуальны. Примите за аксиому, что албанские дороги скушают львиную долю вашего времени, а поиск несуществующих автостанций - львиную долю ваших нервов. И все же Албания прекрасна, это неоспоримый факт. Начнем с албанской железной дороги, отличающейся немалым колоритом -

Друзья, вас сильно испугала фотография выше? Не переживайте, этот вагон стоит на запасных путях и давно не видел пассажиров. На самом же деле, ездить в Албании вы будете в других вагонах, несколько лучше, чем этот. Дело в том, что несколько лет назад Албания закупила у Италии старые (по итальянским меркам) вагоны и теперь эти старые итальянские вагоны шустрят по албанским рельсам. И пусть вас не смущают повсеместно разбитые окна, это детишки забавляются камнеметанием по проезжающим поездам. Впрочем, по словам местных, в последние годы хулиганская практика сошла на нет и ездить стало абсолютно безопасно -

Изнутри вагоны выглядят достаточно цивильно, по крайней мере лучше, чем некоторые дальнего следования, где во-истину ад и жуть, словно перевозят не людей, а скот. Албанцы ездят в существенно лучших условиях, чем россияне -

А вот что роднит албанские поезда с российскими электричками (по расстоянию, электричка Москва-Петушки соответствует самому длинному в Албании переезду из Шкодера во Влёру), так это отсутствие туалетов. Точнее говоря, туалеты есть, вы же понимаете, что даже 40 лет назад в Италии народ не мочился в переходах между вагонами. Но албанцы зачем-то туалеты замуровали, поэтому пассажиры изыскали свой путь справлять нужду, примерно так -

Албанские вокзалы изяществом архитектуры не отличаются, это вам не Будапешт и не Москва. Тут все выдержано в строгих красках соцреализма шестидесятых, когда Албания рассорилась с Хрущевым и взяла на вооружения пламенные идеи Маоизма -

Путешествуйте на албанских поездах, там встретите красивых девушек -

А вот и расписания -

И цены (для удобства $1 = 100 Leke) -

Внутренне убранство вокзала -

Албанские составы движимы исключительно старыми маневровыми тепловозами, сейчас прицепят его к тем вагонам и поедет пассажирский поезд из Дурреса в Тирану -

Железнодорожный транспорт я уважаю и всегда предпочитаю его автобусному. Но в случае с Албанией реальность такова, что поездом имеет смысл пользоваться только если у вас безумно много свободного времени. Дело даже не в разбитости вагонов и не в закрытых туалетах. Мало того, что сеть ж.д перевозок очень ограничена, по сути всего две линии: Шкодер - Дуррес - Влёра, Дуррес - Тирана и Тирана - Поградец. Почти все поезда идут через Дуррес, это узловая станция. Поездов очень мало, скажем, на линии Шкодер - Влёра всего 2 поезда в сутки, на линии Тирана - Поградец и вовсе один. На линии Тирана - Дуррес ходят порядка 5 поездов в день, 35 км они проходят за час с лишним. Не сложно посчитать, сколько времени вы будете ехать, скажем, из Влёры в Шкодер, там расстояние около 200 км. И это все еще при условии, что выезд в 4.30 утра вас вполне устраивает.

p.s В развитие темы ж.д Албании настоятельно рекомендую ознакомиться с отчетом коллеги griphon , очень подробно рассказавшего про свой опыт путешествий по Албании на поездах.

Автобусы

Я уже рассказал про особенности передвижения по Албании на автобусах, для тех, кто не читал, очень кратко повторюсь. Перемещение по Албании будет неоправданно долгим, мучительным и в плохих условиях. Добавьте к недостатку дорог еще и сложный горный рельеф, убитые автобусы с не работающей вентиляцией и получите следующие цифры: средняя скорость перемещения по северной части Албании будет около 40 км/ч, в южной, более гористой - 30 км/ч. Пусть вас не смущают малые размеры страны, вы проведете в транспорте больше времени, чем в посещении достопримечательностей. Признаться, я не верил, как можно ездить настолько медленно? А ларчик открылся очень просто: горная дорога, вся в выбоинах, ползет грузовик возраста наших родителей, за ним - сто машин и двадцать автобусов. На встречной полосе - идентичная картина. Потом кто-то глохнет, вы стоите в пробке. Так что расслабьтесь и исходите из данной выше формулы 30 и 40. Относительно неплохая дорога построена между Тираной и Дурресом, но и там быстрее 50 км/ч не разгонитесь, а если на каком-то участке ваш шофер выдал 100 км/ч, то верный знак - впереди пробка и вы встанете на час из-за аварии, или поломки очередного автобуса. Еще активно строят автостраду из Тираны в Шкодер, но пройдет еще несколько лет, пока она заработает.

Теперь вам очень легко просчитывать время на дорогу. Собрались из Тираны в Гирокастру? Отлично, достойное место. Туда 170 километров, дорога на юг. Значит, 170 делим на 30 и получаем около 6 часов пути. Вам в аэропорт Ринас из центра Тираны? Вам кажется, что 25 км это мало? Заложите на дорогу час - не ошибетесь.

Итак, Албания была одной из самых закрытых стран мира в течение полувека. Немудрено, что в ней сложились тонкости, нам неведомые. Например, будучи в Шкодере, я долго ломал голову, как мне поймать такси до крепости Розафа, что в 5 км от центра. Ни одного такси на улице замечено не было. По российской привычке вытягиваю руку - никто не останавливает, люди смотрят с недоумением. Тут замечаю, что неподалеку от меня вдоль улицы выстроились чуть ли не два десятка обычных машин, у всех открыты двери. Оказалось, что это и есть такси, точнее говоря “бомбилы”. Но сами они к вам могут и не подойти, хотя прекрасно видят, что вы ловите машину. Прикол в том, что официальные таксисты платят налоги и выдают квитанции, а бомбилы вынуждены, по крайней мере формально скрываться. Если вы подходите сами, они вас повезут, мол, попросил человек, не смог отказать. Но если бы они сами вам навязывались - это уже риск нарваться на инспектора за незаконную предпринимательскую деятельность. Собственно, все это мне и рассказал один из бомбил.

Снова вернемся к коммунистическому прошлому Албании. Раньше народ не рассекал по стране и за границу, а лишь перемещались из дома на производство. Те, кто едут на трубный завод, ждали подвозку на выезде из города рядом с памятником албанскому коммунисту. Сейчас памятники снесли, но система ожидания автобусов и маршруток в странных местах сохранилась. В городке Фиер (Fier) маршрутки в Берат отправляются с некой точки, что между заброшенной котельной и городской свалкой. Долго же местный англоговорящий парень мне это объяснял “Идешь прямо километр, потом направо метров двести. Там увидишь заводскую трубу, иди к ней. Дойдешь до трубы - посмотри влево, там будет мусорная куча, ты до нее дойди, а затем переходи на противоположную сторону дороги - там и будет маршрутка”. В охреневшем состоянии я прошел весь путь, но маршрутку не нашел, зато был облаян стаей бродячих псов. В итоге оказалось, что маршрутка ходит несколько раз в день и сегодня последняя уже ушла. Пришлось вернуться назад в центр, искать маршрутку до какого-то поселка (чье название забыл) и уже оттуда пересаживаться на Берат.

В крупных городах есть некие подобия автостанций, например в Дурресе все автобусы кучкуются в одной точке, рядом с ж.д вокзалом. Расписаний вам не найти, не надейтесь. Некоторые местные жители вам подскажут, что автобус в Тирану ходит каждый час. Далее небольшая коллекция албанских автобусов, в которых вам предстоит проводить немалую часть путешествия по это стране -

Некоторые автобусы довольно цивильны, но это редкость. Автобус, который вы видите ниже - огромная редкость, я бы сказал единственный из мной встреченных. Там работал даже кондиционер, что абсолютный нонсенс -

В 9 из 10 случаев вас будут ждат другие автобусы -

Автобусы буду всегда переполнены, поскольку водители ждут, пока последнее место не будет занято. И даже когда все места будут заняты, последним раздадут ведра и они поедут в проходе на ведрах. Это очень удобно, судя по всему.

А мне разок пришлось ехать в багажнике микроавтобуса, сидя на запасном колесе -

Цены на транспорт

Поезда стоят исходя из расчета $1 за 50 километров, автобусы $1 за 30 километров, микроавтобусы (фургоны) $1 за 20 километров. Соответственно, проезд на микроавтобусе из Саранды на крайнем юге Албании в Тирану 180 километров будет стоить $10-12, из Тираны в Дуррес всего 35 километров - чуть более полутора долларов.

Динамику албанской железнодорожной отрасли можно описать одним словом: примитивизация. Это относится к сети железных дорог, пассажирским и грузовым перевозкам, состоянию путевой инфраструктуры, локомотивному и вагонному паркам. В частности, пассажиропоток, достигавший в лучшие годы 4 млн. чел. в год, с начала столетия стал неуклонно и быстро снижаться, и сейчас едва превышает цифру 300 тысяч (википедия). Отмены и сокращения поездов сопровождались и физической деградацией сети дорог. Так, в конце 2013 года, железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станция и вовсе уничтожена.

От некогда развитой сети железных дорог, по сути, осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес-Влёра, Шкодер-Шкозет и Рогожино-Либражд. Узловых же станций осталось только две: Шкозет и Рогожино.

Я намеренно оставил на этой схеме транграничный участок Подгорица-Шкодер, в тщетной надежде на возвращение пассажирского сообщения между Албанией и Черногорией, пока там не разобрали рельсы. По моей оценке, такой поезд пользовался бы невероятным спросом среди туристов, поскольку альтернативы в виде надёжного автобусного сообщения между странами нет.

Неизвестно, долго ли протянет железная дорога хотя бы в нынешнем состоянии, поэтому не став дожидаться её ужасного конца, я решил посвятить день 3 апреля этому на глазах исчезающему виду транспорта. Выбирать было не из чего: даже базируясь в главном железнодорожном центре страны - Дурресе, можно составить лишь один маршрут для дневной покатушки туда-обратно, а именно Дуррес-Либражд. Расписание всех албанских поездов помещается на одной странице формата А4:

Итак, во всей Албании осталось 4 (четыре) пары поездов: две сообщением Дуррес-Эльбасан, и по одной Дуррес-Шкодер и Дуррес-Влёра. Интересно, что оборот этих поездов составлен таким образом, что "ночуют" они все на разных конечных станциях, в результате чего утром из Дурреса отправляется только один - на Либражд; им же можно вернуться обратно в тот же день. Относись это расписание к развитой ж.д. стране, внимательный читатель смог бы предположить, что кроме упомянутых, в Албании имеется ещё один ВБС (Влёра-Либражд), а на станции Эльбасан производится отцепка лишних вагонов. В реальности же, никакой перецепки вагонов нет: пассажиры из Влёры просто перепрыгивают на согласованный поезд на станции стыковки, а в Либражд привозят все вагоны, что вышли из Дурреса (и неважно, что пустые).

Либражд настолько мал, что делать в нём нечего даже в течение того часа, пока машинист обедает. Поэтому было решено проехать не весь путь, а только до Эльбасана, использовав те три часа, что поезд оборачивается по конечной станции, для прогулки по городу (будет отдельный пост). Единственной сложностью всего этого плана было встать в 5 утра, но мы справились, и за полчаса до отправления прибыли к месту старта - на вокзал города Дуррес. Здание вокзала проектировалось с расчётом на кипучую жизнь, а сегодня форма выглядит несоразмерной своему содержанию:

Единственная функция этого двухэтажного дворца - продажа билетов. Тарифы в Албании предельно низкие: поездка на 100 км обойдётся вам по цене капучино - примерно в $1. За свой билет туда-обратно я отдал всего лишь 230 лек - перегоревшая накануне лампочка и то стоила дороже:)

Купив билеты, выходим на платформу. Вокзал, хоть и велик, не особо выделяется на общем фоне:

Обратите внимание на крытый виадук в левой части кадра - это переход в морской порт, и по сравнению с соседним входом в ж.д. вокзал, он гораздо более оживлён в утренний час - из Италии только что прибыл первый паром. Но вернёмся на нашу платформу. Здесь абсолютно ничего не изменилось за год, с тех пор, как я тут побывал в первый раз:

Даже в списке направлений не стали зачеркивать неактуальные нынче города Тирану и Поградец:)
А наш поезд уже стоит на первом (или втором?) пути, гостеприимно распахнув по половинке каждой двери (вторая, как выяснилось позже, уже не везде открывается). Албанский поезд состоит из двух довольно длинных двухсекционных вагонов,

ведомых маневровым тепловозом чешского производства:

Весь локомотивный парк страны состоит из точно таких же тепловозов, коих в 70-80х импортировали 61 штуку. Вероятно, осталось половина из них: с десяток заняты на линиях, остальные ржавеют стоят на приколе на станциях Шкозет и Фьер.

Что же касается вагонов, то определить их происхождение не так просто: я долго искал, но так и не нашёл ни одной таблички с завода-изготовителя. Однако, по надписям к различному вспомогательному оборудованию, можно заключить, что вагоны начинали свой жизненный путь в одной из немецкоязычных стран. В целом, вагон довольно удобный, хотя и немного раздолбанный:

В отличие от кресел, на окнах не осталось ни одного живого места. Все стёкла в трещинах, а форточки (где они есть) зафиксированы в последнем положении перед поломкой: в закрытом, полуоткрытом или совсем распахнутом виде:

Это обстоятельство чрезвычайно усложнило задачу блогера: ехать у открытого окна означало замёрзнуть через 5 минут (не май месяц), а на других местах было невозможно фотографировать через окно - либо трещины, либо слой пыли. В общем, со стёклами оказалась такая же ситуация, как год назад на канатной дороге - албанцы не дружат с прозрачными окнами на транспорте.

Несмотря на то, что все вагонные помещения были маркированы 2-м классом, в VIP-секцию первого вагона нас не пустили - там ехали официальные лица: проводница, буфетчица и полицейский с приятелем. Так испарилась моя последняя надежда на снимки видов из окна. Как позже выяснилось, на остановках тоже особо не поснимаешь: больше одной минуты поезд стоял только тогда, когда вип-персонам захотелось выпить чашечку кофе на какой-то станции - машинист к ним хотя и не присоединился, но десять минут терпеливо подождал.

Вот, собственно, и наш машинист перед началом своего рабочего дня:

Всё просто и по-свойски: на работу приехал на велике, в обычной гражданской одежде. Вскоре подъехал такого же плана напарник, и началась загрузка велосипедов - вдвоём это делать намного легче:

Из всего персонала, в железнодорожной форме щеголяет лишь один человек - перронный контролёр:

Кстати, кто интересуется вопросом, куда исчез Коломойский - так вот же он, скрывается в неприметном албанском поезде. Но продолжим про контролёра. Билетов он не проверяет, а только следит за порядком на вверенной ему территории - например, отгоняет старушек от края платформы перед прибывающим поездом. Как видно даже по фотке, в Дуррессе это был добродушный дядька, а вот в Эльбасане попался весьма строгий мужик - сразу запретил фотографировать и конвоировал меня до самого выхода, чтоб я ни дай бог не ослушался:)

Однако, пора в путь. До Эльбасана 76 километров, которые поезд преодолевает ровно за 3 часа. Учитывая состояние рельсов, это весьма неплохая скорость, и на некоторых участках состав разгонялся до 40 и даже 50 км/час. Заполненность вагона нигде не превышала трети, а из конца в конец доехало от силы человек 10. Основной поток пришёлся на трафик между соседними станциями, а вблизи крупных городов обнаружились даже коммьютеры, до конца верные привычному виду транспорта.

За полчаса поезд резво доехал до станции Голем, что в районе дальних пляжей. Помня, с каким трудом в летний сезон туда добираются отдыхающие - либо с пересадкой на автобусах, либо постояв в пробках на машине, - смею предположить, что поезд по данной позиции ничем не уступает своим конкурентам за пассажира. Что мешает пустить пригородный состав с ежечасным курсированием по летнему расписанию?

Более того, во все остальные города по пути следования нашего поезда удобнее и быстрее попадать именно этим способом. К примеру, между Дурресом и Эльбасаном вообще нет прямого автобуса, а делать пересадку в Тиране трудно - автобус прибывает в одно место, а отправляется из совершенно другого. Так что за сохранение ж.д. транспорта у нас есть аргументы.

Едем дальше. Везде однопутная колея, и разъехаться поезда могут только на станциях. Спустя час после отправления, на станции Кавай отмечаем первый встречный поезд - эльбасанский. Он ничем от нашего не отличается:

У проводницы и буфетчицы работа непыльная: первая только проверяет билеты (двери на остановках открывают сами пассажиры), а вторая один раз за всю дорогу разносит напитки. Полицейский ходит чаще, но только потому, что он человек более общительный - пассажиры в поезде прилюдно не буянят.

По контрасту с Дурресом, вокзалы остальных станций выглядят неказисто и уныло, так что снимал я их только для порядка:

Проехав примерно полпути, достигаем узловой станции Рогожино (Rrogozhinё). Здесь нас уже поджидает второй встречный состав - влёрский, и часть его пассажиров делает спортивную пересадку, за минуту стоянки буквально впрыгивая в наш поезд. Влёрский же покинул станцию настолько быстро, что я даже не успел его заснять:

Работающий семафор я обнаружил за весь путь всего один (по крайней мере, там горели лампочки). И правда, кому они нужны при таком малом трафике? Тем более, что при проезде населённых пунктов паровоз непрерывно гудит как слон. Впрочем, шлагбаумы на некоторых переездах всё-таки работают.

Та же станция на обратном пути. Здесь наш поезд приходит чуть раньше влёрского, чтоб народ успел на пересадку:

Здесь мы уже повернули на восток и движемся вверх по долине реки Шкумбини. Долина широкая, живописная, интенсивно распаханная:

Но вот сама река - лучше б глаза не видели: все прибрежные кусты настолько густо покрыты мусором, что напоминают новогоднюю ёлку. А ведь то, что не осаждается на ветках, доплывает до моря.

Город Рогожин (ударение на последнем слоге) славится своим многокилометровым акведуком (часть его можно увидеть на дальнем плане предыдущего снимка). Очевидно, древние албанцы построили его для полива огородов. Ради такой достопримечательности пришлось исхитриться и снять её через стекло на полном ходу:

Следующая станция - Печин - порадовала креативной вывеской:

Больше в этом областном центре ничего примечательного из окна не обнаружилось, ну разве что тюрьма строгого режима:)

Дальше дорога пошла ощутимо в гору, появились даже туннели длиной 100-300 метров. Почти час до самого Эльбасана не было крупных станций - единственный город Церрик (Cёrrik) располагался за рекой. Церрик в годы социализма был крупным промышленным центром, здесь даже действовал небольшой НПЗ. К бывшему заводу ведёт ветка железной дороги, на всех картах отмеченная как "действующая, для грузового движения". На самом деле, проехать по ней проблематично, да и незачем больше:

Здесь же отчётливо видны "мусорные берега" Шкумбини.

На подъезде к Эльбасану, поезд проходит мимо (а точнее, проезжает насквозь) ещё одного гиганта социалистической эпохи - металлургического комбината. Завод размером не меньше самого города выглядит заброшенным, но в отдельных цехах ещё теплится жизнь. К сожалению, ни одного ракурса мне взять не удалось.

Три часа позади, наконец прибываем в Эльбасан. Вокзал выглядит куда скромнее дурресского, но всё-таки видно, что станция крупная:

Здесь даже имеется выделенный первый путь, но машинисты его игнорируют. Зато поболтать с приятелями - всегда готовы:

Тут меня засёк перронный охранник, и последний кадр пришлось делать на обратном пути, да и то исподтишка:

Это вид на западную горловину станции. Во-первых, на станции имеется какое-никакое путевое развитие. Во-вторых, впервые замечены грузовые вагоны (это потом, на обратном пути нам попался целый товарный поезд). В-третьих, на запасном пути стоит запасная же вагонная пара. Не знаю, из каких соображений (может, из суеверия), но на конечных станциях локомотив оставляет привезённые вагоны и забирает новые. Так, на обратном пути мы уже ехали в других вагонах, хотя и с тем же самым персоналом.

Наверное, снизу он выглядит намного эффектнее, чем из окна поезда, идущего поверху, но всё равно прокатиться было бы интересно. Ну что ж, оставим это на следующий раз, если движение не закроют раньше, чем я соберусь это сделать.

Прямых рейсов Москва - Тирана нет, есть только непрямые авиарейсы, осуществляемые транзитом через Стамбул, Милан (Мальпенса), Рим, Афины, Белград, Вену, Софию, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и другие крупные европейские города.

Зато в отличие от железнодорожного транспорта в Албании хорошо развито автобусное сообщение как междугороднее так внутригородское. Кроме автобусов, в Албании больше нет другого городского транспорта. Стоимость проезда в городском автобусе 30 лек. Что интересно, так это то, что билеты во всех городах одинаковые.

На междугородних рейсах задействовано большое количество маршрутных такси, которые едут по разным направлениям, а в каких именно, нужно уточнять непосредственно у водителей маршруток. Или же вы просто услышите названия городов и поселков, выкрикиваемые теми же водителями. Места скоплений этого транспорта есть во всех городах и на них вам укажет любой прохожий.

Так как касс нет, то билет покупаете в автобусе, но не забудьте заранее узнать цену за проезд, так как к концу поездки она может измениться в большую сторону. Большинство маршруток отправляется рано, с 06:00 до 08:00 утра, и если вы проспите или отложите поездку до обеда, то вы, скорее всего, в этот день уже не сможете выехать. Особенно, если вы собираетесь посетить юг страны. В большие города страны маршрутки отправляются несколько раз за день.

Есть также международные рейсы. Например, в Афины, столицу Греции, можно уехать всего за 25 евро, рейсы ходят по нескольку раз в день. Также, в Италию, в Черногорию, Турцию и практически во ве страны южной и центральной Европы.

«Знаменитые» Албанские дороги. Автомобильный транспортАлбании.

Если Вы что-то где-то читали про ПЛОХИЕ Албанские дороги , - забудьте. В Албании каждый год строятся сотни километров дорог в год. Построен новый автобан в Косово, давно закончена магистраль Тирана-Дуресс, построен новый автобан от Дуресса до Влёры , вдоль Адриатики. Строится автобан в Гирокастру , до Греции. Полностью новая дорога вдоль Ионического моря (правда по горам). Обновлены большинство второстепенных дорог. И процесс продолжается.

Движение в Албании правостороннее , так что привыкать не придется. Нужно только привыкнуть к местному менталитету. Водителям ничего не стоит остановиться там, где необходимо, при этом часто создав пробку, или развернуться в любом месте. Нужно быть внимательным при проезде кругового движения, первым едет тот, кто ближе к манёвру. Для уточнения это факта, активно применяется жестикуляция. Агрессии на дороге мало, друг друга все пропускают. Автомобили напрокат

В Албании легко взять автомобиль напрокат, в том числе заказав его через сайт прямо в аэропорт к определенному времени. Для аренды авто вам необходимо иметь международные водительские права, денежный залог в виде наличных или кредитной карты и, самое главное, вам должно быть полных 19 лет, а в некоторых прокатных фирмах требуют возраст не меньше 21 года. В стране работают местные и международные прокатные фирмы.

Международное паромное сообщение Албании.

В Албании развито паромное сообщение с другими странами. ИзВлеры и Дурреса можно добраться до итальянских портов Анкона, Бари, Бриндизи и Триест, а из Саранды (порт на юге Албании) - на греческий островом Корфу, откуда летают прямые чартеры сразу в несколько городов России. Самые регулярные рейсы выполняются с Дуресса до Бари, каждый день в 23:00, 07:00 и 11:00. Например, если Вы покидаете Дуррес в 23:00, то прибытие в Бари (Италия) - в 8 утра. Билеты можно купить в многочисленных круизных турагентствах вокруг порта. Ходят 5 больших паромов. Места есть всегда. В стране также есть регулярное паромное сообщение по озеру Охрид , которое соединяет город Поградец (Албания) с городом Охрид (Македония).

В Альанию на самолете

Из аэропорта Тираны осуществляются рейсы в соседние страны и ряд узловых европейских аэропортов. Прямых маршрутов по воздуху из России в Албанию нет. Однако несколько европейских авиакомпаний предлагают полеты с пересадкой. Исходя из этих предложений, проще всего лететь с остановкой в Турции или Италии.

После банкротства в 2011 году национального перевозчика Albanian Airlines, в стране нет собственных авиакомпаний.

В целом, из-за крайне ограниченного числа авиакомпаний, связывающих Албанию с внешним миром, всякая конкуренция отсутствует и тарифы достаточно высоки даже на самые близкие направления. Тем не менее, несколько бюджетных авиакомпаний летают в Тирану: Blue Panorama (www.blue-panorama.it) в Рим, Милан, Бари, Верону, Анкону, Венецию, Jetairfly (www.jetairfly.com) в Брюссель и Pegasus Airlines (www.flypgs.com) в Стамбул.

На поезде

Международные поезда в Албанию не ходят, ближайшая к албанской границе станция ж.д со стороны Черногории - Бар, со стороны Греции - Яванина, со стороны Македонии - Тетово.

В Албанию на автомобиле и автобусе

Между Албанией и соседними странами не существует постоянного и четкого автобусного сообщения. Автобусы, следующие в республику, часты, но не регулярны. Они не имеют постоянного графика и узнать расписание наверняка - представится возможным лишь в точке отправления. Оптимальные старты для поездки в Албанию: Салоники и Яванина (Греция), Скопье и Струга (Македония), София (Болгария), Подгорица и Ульцынь (Черногория), Стамбул (Турция).

Большинство туристов въезжают в Албанию со стороны курортов Черногории, в этом случае удобнее всего воспользоваться одним из двух ежедневных автобусов Ульцынь-Шкодер, отправляющихся в 9 и 16 часов, стоимость билета в одну сторону 5 евро, время в пути до двух часов с учетом границы. Расписание следует уточнять дополнительно, поскольку оно может меняться. Частные такси работающие по принципу маршруток, следуют из Шкодера в Подгорицу, но никакого расписания у них нет, отправляются по мере заполнения.

Расстояние от Тираны по автодороге: Москва – 2870 км, София – 510 км, Бухарест – 910 км, Афины – 815 км, Стамбул – 1030 км.

Гораздо легче добраться до Албании на автомобиле. Страна имеет полтора десятка пограничных переходов со всеми соседними государствами: Черногорией, Косово, Македонией и Грецией. Если вы едете на прокатном автомобиле, то рекомендуется заранее уточнить вопрос страховки, поскольку большинство европейских прокатных фирм не позволяют ввоз своих машин в Албанию и Косово. Чаще всего Албания попросту не будет указана в т.н "Зеленой карте" (страховке) и вас не выпустят в Албанию из сопредельного государства. Кроме того, некоторые прокатные компании устанавливают в своих автомобилях скрытые "маячки", который при въезде в неразрешенную страну сигнализируют в офис компании.

Автомобили, взятые в прокат в Косово - не нуждаются в албанской страховке, также как и страховка албанских автомобилей действует в Косово.

В Албанию по морю

Паромы в Албанию (главный порт – Дуррес) ходят из нескольких портов Италии. Стоимость зависит от класса размещения, минимальный тариф от 55 евро без каюты и от 80 евро в каюте на четверых. Время в пути от 7 часов (из Бари) до 10 часов (из Анконы).

В летний период дважды в день действует переправа с греческого острова Корфу в албанскую Сарранду, стоимость 19 евро в одну сторону и 32 евро в обе. Время в пути всего 1,5 часа. Билеты покупаются в любом туристическом агентстве Корфу.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх