Боцман устав службы на морских судах. Законодательная база российской федерации
Действует Редакция от 22.07.2010
Наименование документ | ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА" |
Вид документа | приказ, устав |
Принявший орган | минобороны рф |
Номер документа | 999 |
Дата принятия | 12.10.2010 |
Дата редакции | 22.07.2010 |
Номер регистрации в Минюсте | 18311 |
Дата регистрации в Минюсте | 31.08.2010 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"
БОЦМАНСКАЯ КОМАНДА
Боцман
168. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана. Он является непосредственным руководителем судовых работ по обслуживанию корпуса и палубных механизмов судна, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, цистерн пресной воды (измерительных, приемных и воздушных труб), рангоута, такелажа, трапов и кранцев.
Он отвечает за готовность к использованию якорного, швартовного, буксирного и рулевого устройств, а также спасательных и противопожарных средств (оборудования, имущества и инвентаря).
169. Боцман обязан:
составлять планы судовых работ по корпусной части судна и обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для выполнения работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте и за бортом судна;
следить за исправным состоянием и готовностью к использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств, оборудования для спуска их на воду, снабжением установленным имуществом и инвентарем;
организовывать подготовку трюмов, механизмов и устройств к грузовым операциям, а также крепление груза на палубах, обращая особое внимание на крепление тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
готовить материалы для составления ремонтных ведомостей по корпусной части и палубным механизмам судна, составлять заявки и организовывать снабжение судна спасательным, противопожарным, шкиперским, другим имуществом и инвентарем по заведованию;
обходить ежедневно судно, следить за чистотой и порядком на верхней палубе, в жилых помещениях и столовой команды.
170. Перед выходом судна в море боцман должен проверить надежность закрытия грузовых и иных люков и горловин, крепление палубных устройств, лееров, катеров (шлюпок), оборудования и механизмов, находящихся на верхней палубе, и доложить об их состоянии старшему помощнику капитана.
171. При проходе судном узкостей, подходе к месту якорной стоянки, выполнении швартовных операций боцман должен подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника капитана.
При стоянке судна в базе (в порту) боцман должен контролировать состояние и исправность трапов (сходен), кранцев, траповых лебедок и швартовных тросов, а также обеспечивать выполнение работ, связанных с безопасной стоянкой судна.
Старший матрос172. Старший матрос подчиняется боцману и в необходимых случаях замещает его.
Он отвечает за учет и надлежащее хранение инвентаря и инструмента для работ по корпусной части судна, а также брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников и другого имущества, находящегося в заведовании.
173. Старший матрос обязан:
самостоятельно работать с якорными, швартовными, буксирными и другими палубными устройствами судна;
обеспечить должное хранение и ремонт брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников, также инструмента, инвентаря и другого имущества корпусной части судна;
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы, в том числе работы повышенной опасности (за бортом, на мачтах и т.п.);
следить за исправным состоянием огнетушителей и пожарных шлангов, а также аварийных фонарей, переносных люстр и ламп;
обеспечивать пожарную безопасность, чистоту и порядок в кладовых и помещениях, находящихся в заведовании;
нести ходовые (на руле) и стояночные вахты согласно графику.
174. Старший матрос должен знать и уметь выполнять обязанности матроса 1 класса, управлять шлюпкой и всеми судовыми спасательными средствами на веслах, под парусом или мотором.
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
175. Старший матрос руководит работой матросов боцманской команды по обслуживанию корпуса и корпусных конструкций судна. На судах, где штатом (штатным перечнем) судна должность боцмана не предусмотрена, старший матрос выполняет его обязанности.
Старший матрос пожарный176. Старший матрос пожарный подчиняется боцману. В заведовании старшего матроса пожарного находится противопожарное имущество и инвентарь.
177. Старший матрос пожарный обязан:
проверять противопожарное состояние трюмов и выполнение требований пожарной безопасности грузовых работ;
следить за соблюдением требований пожарной безопасности при выполнении на судне работ с применением открытого огня;
уметь пользоваться переносными пожарными мотопомпами, дымососами, а на нефтеналивных судах, кроме того, уметь пользоваться газоанализаторами и переключать основные клинкеты на верхней палубе.
178. Старший матрос пожарный должен нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию и руководить работой матросов пожарных.
Матрос 1 класса179. Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его.
180. Матрос 1 класса обязан:
знать общие сведения по судовождению, раскраску и внешние признаки средств навигационного ограждения, основные положения правил предупреждения столкновений судов в море;
нести ходовую вахту на руле, управлять рулевым устройством по магнитному компасу и гирокомпасу, уметь переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно;
управлять грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами;
знать расположение грузовых помещений на судне, цистерн пресной воды, их горловин, мерительных и воздушных труб, а на наливных судах, кроме того, - расположение грузовых и зачистных систем и уметь манипулировать основными приводами клапанов (клинкетов);
уметь управлять судовыми спасательными средствами на веслах и под парусом (мотором), проводить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
181. Наиболее опытный матрос 1 класса назначается старшим рулевым и обеспечивает чистоту и порядок в штурманской рубке, надлежащее хранение и содержание сигнальных флагов и знаков, ручных лотов и другого штурманского имущества.
Матрос 2 класса182. Матрос 2 класса подчиняется старшему матросу.
183. Матрос 2 класса обязан:
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем, включая работы на высоте и за бортом судна;
уметь передавать и принимать сообщения световой и флажной сигнализации;
уметь пользоваться судовыми спасательными средствами, управлять шлюпкой на веслах, с ручным или механическим приводом.
184. Матрос 2 класса должен готовить грузовые устройства и помещения судна к грузовым операциям, а при выполнении грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза, при необходимости вести счет груза и наблюдать за его сохранностью.
185. Матрос 2 класса может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).
Матрос-водолаз186. Матрос-водолаз подчиняется боцману, а на судах, где штатом (штатным перечнем) должность боцмана не предусмотрена, - старшему помощнику капитана.
Он отвечает за исправное состояние и готовность к использованию водолазного снаряжения, оборудования и имущества.
187. Матрос-водолаз обязан:
готовить водолазное снаряжение и оборудование к проведению спусков и выполнению типовых водолазных работ;
выполнять типовые водолазные работы, связанные с подводной арматурой судна (очисткой кингстонных решеток, винтов и рулей от обрастания, намоток и засорений), а также выполнять простые монтажные и слесарные работы под водой;
устранять простейшие неисправности водолазного снаряжения и оборудования, обслуживать декомпрессионную барокамеру;
оказывать помощь водолазам в аварийных ситуациях и при водолазных заболеваниях.
188. На спасательных и специальных судах, имеющих нескольких матросов-водолазов, обязанности каждого из них определяет старший помощник капитана.
Матрос189. Матрос подчиняется старшему матросу.
190. Матрос обязан:
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем;
нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
уметь пользоваться судовыми спасательными средствами;
производить уборку помещений, расписанных ему в заведование, и участвовать в подсобных судовых работах по указанию боцмана.
191. Матрос может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).
На судах, где штатом предусмотрено несколько матросов, обязанности каждого из них определяет боцман.
(01) знать устройство и уметь обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживающие, уметь управлять ими;
(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(04) уметь обслуживать электрооборудование машинных помещений.
223. Моторист (машинист) I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Моторист (машинист) II класса
225. Моторист (машинист) II класса подчиняется второму механику.
Моторист (машинист) II класса должен:
(01) знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубопроводов и клапанов;
(02) уметь обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(03) уметь обслуживать вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(04) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
226. Моторист (машинист) II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Старший котельный машинист
228. Старший котельный машинист непосредственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:
(01) уметь управлять котельной установкой и техническими средствами, обслуживающими ее;
(02) знать устройство и уметь обслуживать системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
229. Старший котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, обслуживающих ее;
(03) руководить работами котельных машинистов;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию.
230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Котельный машинист
231. Котельный машинист подчиняется третьему механику.
Котельный машинист должен:
(01) знать устройство и уметь обслуживать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средства пожаротушения и уметь ими пользоваться.
232. Котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
233. Котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Кладовщик
234. Кладовщик непосредственно подчиняется второму механику.
Кладовщик осуществляет хранение материально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кладовых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств.
235. Кладовщик при наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Токарь
236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.
Токарь отвечает за надежную работу и техническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает исправное состояние инструмента, средств малой механизации и приспособлений механической части.
Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться, выполнять правила техники безопасности и пожаробезопасности.
237. Токарь обязан принимать участие в работах по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте. При наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Рефрижераторный механик
238. Рефрижераторный механик подчиняется непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефрижераторные машинисты.
Рефрижераторный механик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние холодильной установки и установки кондиционирования воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздушную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.
Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техническим снабжением своего заведования и является ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.
239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:
(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помещениях;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;
Второй электромеханик
255. Второй электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика.
Второй электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управления гребной установкой, электропривода рулевого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.
Второй электромеханик ведает электромастерской и электрокладовыми.
256. Второй электромеханик обязан по своему заведованию:
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;
(07) вести журнал замеров сопротивления изоляции.
Второй электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электромеханику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.
Третий электромеханик
258. Третий электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях третий электромеханик замещает второго электромеханика.
Третий электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.
259. Третий электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Четвертый электромеханик
260. Четвертый электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.
Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей .
261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;
(07) следить за правильным использованием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Техник АТС
262. Техник АТС непосредственно подчиняется старшему электромеханику (электромеханику) .
Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматической телефонной станции, командных телефонных коммутаторов и внутрисудовых систем сигнализации.
263. Техник АТС обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) осуществлять техническое обслуживание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контролировать их правильное использование;
(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтенному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалификационного свидетельства электрика.
Старший электрик
264. Старший электрик подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик подчиняется второму механику. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.
265. Старший электрик обязан:
(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;
(03) ведать электромастерской и электрокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электромеханика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромеханика может допускаться к несению вахты электромеханика.
267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в месте, указанном электромехаником.
268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик 1 класса
269. Электрик I класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса замещает старшего электрика.
270. Электрик I класса должен:
(01) знать устройство и принцип действия всего судового электрооборудования;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами судового электрооборудования;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.
271. Электрик I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахты электриками.
272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик II класса
274. Электрик II класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.
Электрик II класса должен:
(01) знать принцип действия судового электрооборудования;
(02) уметь управлять техническими средствами электрооборудования механической установки;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться средствами пожаротушения машинного помещения.
275. Электрик II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила пожаробезопасности и техники безопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
277. Электрик II класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Боцман
278. Боцман подчиняется старшему механику, является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа и руководителем работ по корпусной части.
При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боцман поступает в распоряжение старшего помощника капитана.
Боцман обеспечивает техническое обслуживание:
(01) корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных и приемных труб, рангоута, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;
(02) рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (кроме механической и электрической частей этих средств);
(03) спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.
Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кладовыми по своему заведованию. Боцман руководит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).
279. Боцман обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;
(02) составлять план работ по корпусной части и представлять его на утверждение старшему механику;
(03) распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабочего времени, и дней отдыха;
(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил подчиненными ему лицами и обеспечивать безопасную организацию работ;
(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, выполняемыми судовыми специалистами;
(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, принимать участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление груза, оборудования, имущества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;
(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого ответственных лиц по необходимости;
(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудования, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования, их снабжения и спусковых устройств;
(10) обеспечивать своевременные проверки и испытания якорных цепей, блоков, гаков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать качество работ по корпусной части, выполняемых береговыми специалистами;
(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;
(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования и обучать обращению с ними;
(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;
(15) вести установленную документацию по своему заведованию.
280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных операций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капитана обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.
К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.
281. На судах, где не предусмотрена должность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.
На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются согласно установленному порядку.
Подшкипер
282. Подшкипер непосредственно подчиняется боцману и является его заместителем.
Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части.
283. Подшкипер обязан:
(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение корпусной части и представлять их боцману;
(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спасательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;
(03) обеспечивать исправность и сохранность средств малой механизации, приспособлений, инвентаря и инструмента корпусной части;
(04) выполнять судовые такелажные, парусные и малярные работы, составлять требуемые для покрасочных работ краски;
(05) осуществлять управление палубными техническими средствами;
(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;
(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях
корпусной части и подшкиперской, выполнять правила техники безопасности;
(08) обеспечивать сохранность и исправное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электромеханику;
(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).
284. Подшкипер должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт.
При швартовных операциях подшкипер должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
Старший матрос (плотник)
285. Старший матрос непосредственно подчиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.
Старший матрос должен:
(01) уметь выполнять судовые плотницкие работы по корпусной части;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами корпусной части;
(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;
(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздушных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.
286. Старший матрос обязан:
(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать результаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и докладывать старшему помощнику капитана;
(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, техническом обслуживании и ремонте корпусной части, такелажных и покрасочных работах по судну;
(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;
(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осушительного трубопровода в трюмах, приемных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и люковых закрытий грузовых помещений;
(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;
(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, трапов, штормтрапов и сходней;
(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила техники безопасности, руководить работой матросов;
(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена должность подшкипера).
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
287. Старший матрос должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по указанию капитана.
Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос 1 класса
288. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману. Матрос I класса должен:
(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;
(02) знать сигналопроизводство;
(03) уметь управлять палубными техническими средствами;
(04) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять спасательными шлюпками на веслах и под парусами;
(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(06) знать расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мерительных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;
(07) уметь производить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
289. Матрос I класса обязан:
(01) нести ходовые на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и техническом обслуживании корпусной части (включая работы на высоте и за бортом);
(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузовым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковыми закрытиями с механическим и гидравлическим приводами.
290. Наиболее опытный матрос I класса назначается старшим рулевым.
Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой рубках, надлежащее содержание и хранение сигнальных флагов и знаков, ручных лотов, забортных буксируемых лагов и ручного туманного горна.
Матрос II класса
291. Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману.
Матрос II класса должен:
(01) знать расположение по судну аварийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;
(02) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять шлюпками с ручным и механическим приводами;
(03) уметь осуществлять прием и передачу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;
(04) уметь выполнять малярные, такелажные и парусные работы.
292. Матрос II класса обязан:
(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части;
(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и выбирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;
(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;
(05) убирать палубу и судовые помещения;
(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;
(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:
перед началом грузовых операций следить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приводом были надежно закреплены, горловины всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;
во время грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второго помощника капитана;
контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;
наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузовые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую документации. О всех обнаруженных недостатках немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику капитана;
если во время грузовых операций снимаются не все бимсы, следить за тем, чтобы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;
наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных повреждениях немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;
не допускать курения в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;
(08) при отсутствии в штате судна должности матроса пожарной части выполнять его обязанности.
Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос-водолаз
293. Матрос-водолаз непосредственно подчиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старшего механика, руководствуясь правилами техники безопасности и действующими положениями, касающимися производства водолазных работ.
Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и имущества, выполняет судовые работы и привлекается к несению вахт.
При наличии на судне нескольких матросов-водолазов более опытный из них назначается старшим.
Глава VIII СЛУЖБА БЫТА
Помощник капитана по хозяйственной части
294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслуживания).
295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хранение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материально-технического снабжения (исключая снабжение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит расчеты с экипажем, составляет кассовые отчеты, обеспечивает соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.
296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:
(01) составлять и своевременно оформлять заявки на продукты питания и промтовары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;
(02) составлять совместно с врачом меню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обеспечивая необходимую калорийность и разнообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;
(03) на первое число последующего месяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначенной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформляется актом, который утверждается капитаном;
(04) вести учет продуктов питания, табачных изделий, материально-технического снабжения, инвентаря и денежных средств ;
(05) составлять денежный и кассовый отчеты и после утверждения их капитаном
направлять судовладельцу в установленном порядке;
(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущество и совместно с материально-ответственными лицами организовывать их получение;
(07) на основании полученных от материально-ответственных лиц документов составлять и своевременно представлять материалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.
297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:
(01) вести табель рабочего времени членов экипажа, а также табель на сверхурочные работы и направлять их судовладельцу;
(02) по согласованию со старшим помощником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снабжение;
(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению судна;
(04) осуществлять контроль за правильным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;
(05) оформлять и выдавать членам экипажа, уходящим с судна, аттестаты, таможенные и другие справки;
(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.
298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:
(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;
(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и оборудования;
(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами службы быта (команды бытового обслуживания).
299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хозяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.
Повар
300. Повар на судах, где отсутствует заведующий производством, непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Повар руководит работой камбузного персонала.
В обязанности повара входит приготовление и раздача пищи.
Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.
Повар обеспечивает содержание в надлежащем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильников, а также принимает меры к своевременному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.
Повар принимает участие в составлении меню совместно с судовым врачом и артельщиком и представляет его на утверждение помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.
На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.
Пекарь
301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.
В обязанности пекаря входит выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.
Камбузник
302. Камбузник непосредственно подчиняется повару и выполняет работы по его указанию. В обязанности камбузника входит содержание в чистоте камбуза, камбузных подсобных помещений и посуды.
На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.
Буфетчик
303. Буфетчик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На буфетчика возлагается заведование буфетом, уборка и обслуживание кают-компании, а также уборка кают капитана и старшего командного состава.
Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим состоянием и ведет учет этого имущества.
Дневальный
304. Дневальный непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника капитана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.
В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помещений, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения столовой команды, подача пищи в столовую судовой команды и мытье посуды.
Дневальный принимает у буфетчика необходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.
При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них определяются помощником капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшим помощником капитана.
На пассажирских судах дневальные, обслуживающие пассажирские помещения, непосредственно подчиняются старшему бортпроводнику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.
Артельщик
305. Артельщик избирается на общем собрании экипажа с последующим назначением приказом по судну.
Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артельщик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном порядке кладовых и других помещений для хранения продуктов, ежесуточно выдает, в соответствии с утвержденным меню, продукты поварам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также производит продажу членам экипажа продуктов питания и предметов повседневного обихода.
Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответственность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.
Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Начальник радиостанции
306. Начальник радиостанции непосредственно подчиняется капитану и является начальником радиотехнической службы.
Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадионавигатора и несет радиовахту согласно Правилам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.
Начальник радиостанции несет ответственность за радиосвязь судна, техническое состояние и постоянную готовность к действию аппаратуры радиосвязи и радиотрансляции, телеустановок, факсимильной аппаратуры, шлюпочных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.
Начальник радиостанции. несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.
При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радиостанции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию всех электрорадионавигационных приборов.
307. Начальник радиостанции обязан:
(01) строго соблюдать Правила радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР;
(02) контролировать соблюдение санитарных норм на радиоизлучение от передающих устройств судна;
(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности подчиненными ему лицами;
(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утверждение капитану;
(05) организовывать и осуществлять регулярный и своевременный прием метеосводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП);
(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;
(07) немедленно открывать вахту па частоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опасности, грозящей судну, или приема сигнала тревоги от автоаларма;
(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;
(09) ежедневно проверять радиотелеграфный журнал, подписывать его и представлять на подпись капитану;
(10) сдавать рейсовое донесение начальнику службы связи и электрорадионавигации судовладельца.
Кто такой боцман? Кто такой боцман?
- Боцман воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми.
- Боцман (нидерл. bootsmann) воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, вс касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулм и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдат якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После 1917 года звание боцмана было упразднено.
- Боцман(голл. bootsman, от boot лодка, судно и man человек) - специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса, такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу, наблюдение за порядком и чистотой на судне. По званию в ВМФ России это мичман или старшина. На крупных военных кораблях имеется один главный боцман и несколько боцманов. Их обязанности определяются Корабельным уставом.
Источники - Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия.19691978.
Словарь военных терминов. М.: Воениздат. Составители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.1988Тарифно-квалификационная характеристика профессии "Боцман, 5 - 6 разряд"
(Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Выпуск 52. Раздел "Морской и речной транспорт", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н)Характеристика работ.
Руководство работами на судне по содержанию в порядке корпуса, палуб, надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и палубных служебных помещений, водяных танков и горловин, мерительных и воздушных труб, трапов, штормтрапов и кранцев, грузового, якорного, швартового, буксирного и спасательного устройств, противопожарных, аварийных, спасательных средств, инвентаря и материалов, расположенных на палубной части. Составление плана судовых палубных работ. Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и безопасности труда при производстве судовых палубных работ. Обеспечение эксплуатации палубных технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями изготовителя, устранение с привлечением судовых специалистов обнаруженных неисправностей и отказов технических средств. Подготовка трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Подготовка палубной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление палубного груза, оборудования, имущества. Составление заявки об обеспечении материально-технического снабжения судна. Наблюдение за чистотой бытовых и служебных помещений. Проведение вводного инструктажа со вновь поступающими на судно членами палубной команды.
Должен знать:устройство судна и правила технической эксплуатации судовых устройств; технологию малярных, такелажных и других палубных работ; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации.
При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт -5-й разряд; при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт -6-й разряд.
Р. S.
А по поводу издевательства Википедии, процитированного в предыдущих ответах - см. мой комментарий.
- Загрузка... В каких случаях надо писать обвешАнный, а в каких обвешЕнный? обвешанный предметами (т. е. физически обвесили человека) обвешенный в магазине (обвесили, сказав не точный...
- Загрузка... Помогите найти в интернете Рассказ о себе на собеседовании на английском языке! 1 ваше вступление должно быть эффектным: First of all I should say,...
- Загрузка... И все же как правильно: "ДоговорА или договорЫ компании "N"? "Ой вы кони, вы кони стальные, боевые друзья - трактора... " Профессиональный жаргон. В...
- Загрузка... Гололед и гололедица! В чем разница смысла этих слов? Мне больше нравится ответ от "В и х р ь Высший разум (130245)". Удивлен, что...
- Загрузка... Чем отличается слово city от слова town? Ведь в переводе и то и то означает город, тогда зачем из различать? Был вопрос - "Чем...
- Загрузка... Что такое предикативность? лучше своими словами, чтобы было понятнее.... Будь предактивнее! Предикативность- это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим...
- Загрузка... Shall или Will! Как говорят сегодня? используется ли Shall в современном английском? Нет. Остался только Will в современном английском Shall используется для образования будущего...
УТВЕРЖДАЮ
__________________
(___________________)
(подпись) (фамилия, и.о.)
Генеральный директор ___________________
(название
организации)
"___"____________ ____ г.
(дата утверждения)
ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
Должность Боцман
Статус Подчиняется старшему помощнику
Капитана; является начальником
палубной команды
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Обеспечивает техническое обслуживание
корпуса, палуб, грузовых и судовых
помещений, надстроек, танков пресной воды,
измерительных, приемных и воздушных труб,
рангоута, такелажа, включая антенное
хозяйство, трапных конструкций, кранцевой
защиты, клинкетных дверей и их приводов
(кроме МКО); рулевого, грузового, якорного,
швартовного и буксирного устройств с их
техническими средствами (без механики,
гидравлики и электрики); спасательных
средств, противопожарного,
аварийно-спасательного оборудования,
имущества и инвентаря и других технических
средств, оборудования и устройств своего
заведования и является непосредственным
руководителем судовых работ.
ОБЯЗАННОСТИ
1. Соблюдать правила
технической эксплуатации и обслуживания
технических средств своего заведования,
уметь управлять ими, обеспечивать
своевременные проверки и испытания судовых
устройств и их деталей, осуществлять
профилактику и ремонт.
2. Проводить
инструктаж по правилам техники
безопасности при производстве палубных
работ с лицами, назначенными на такие
работы.
3. Составлять планы судовых
работ, распределять подчиненных и
обеспечивать безопасность работ.
4.
Обеспечивать готовность к действию
спасательных средств,
аварийно-спасательных и противопожарных
средств индивидуального и коллективного
пользования; следить за постоянной
готовностью спасательных плотов и шлюпок,
их укомплектованностью, надлежащим
техническим состоянием спускного
оборудования.
5. Подготавливать
материалы для составления ремонтных
ведомостей, контролировать сроки и
качество ремонтных работ.
6.
Обеспечивать получение, хранение и учет
аварийно-спасательного и противопожарного
имущества и инвентаря,
материально-технического снабжения, вести
установленную документацию.
7.
Обеспечивать подготовку трюмов и грузового
комплекса к грузовым операциям, лично
участвовать в работах по креплению,
погрузке и выгрузке крупногабаритных и
тяжеловесных грузов.
8. Следить за
чистотой и порядком в жилых помещениях и
столовой команды, производить ежедневные
обходы судна.
9. Обеспечивать
подготовку и установку лесов, беседок и
приспособлений для работ на высоте и за
бортом, безопасность при работах с
повышенной опасностью.
10. Готовить и
устанавливать кранцевую защиту судна.
11. Следить за исправным состоянием водяной
палубной магистрали, штормовых портиков,
шпигатов, льяльных трюмных колодцев,
ватервейсов, сточных отверстий.
12.
Проверять готовность судна к выходу в море,
надлежащую подготовку открытых палуб,
защищенность оборудования, закрытие
грузовых и иных люков и горловин, крепление
по-походному палубных устройств, грузов и
т.д.; проверять готовность судна к шторму,
борьбе с обледенением.
13. При стоянке
судна следить за креплением швартовных
тросов, кранцевой защитой, установкой и
вооружением трапов, сходен и переходов,
наличием щитов на отливных и шпигатных
отверстиях, крысиных щитков,
соответствующего освещения.
14. При
проходе судном узкостей, входе и выходе из
порта, подходе к месту якорной стоянки, в
сложных условиях плавания и при швартовных
операциях проверить и подготовить якоря к
отдаче и находиться на баке или ином месте
по указанию старшего (вахтенного)
помощника.
Примечание. Настоящая
инструкция не ограничивает права капитана
в определенных случаях возлагать на членов
экипажа дополнительные обязанности
применительно к реальным условиям и
состоянию судна.
С инструкцией
ознакомлен и обязуюсь выполнять
_______________ (________________________)
(подпись) (фамилия, и.о.)
Боцман (от голл. bootsmann – боцман, человек судна)- древнейшая должность на судне, дошедшая до наших времен. Говоря о боцмане, перед глазами встает коренастый моряк с трубкой во рту, широким шагом передвигающийся по палубе – герой множества произведений мировой литературы. «Каков боцман – таков и корабль», поговорка, в полной мере отражающая роль боцмана на судне.
Корреспондент Морской Правды/Maritime Telegraph побеседовал с представителем профессии, для того, чтобы понять, кто такой современный боцман. Иван Вдовиченко, работает боцманом 4 года на разных судах: универсалы, балкеры, контейнеры, ро-ро.
МП/МТ: Почему решили стать боцманом?
Карьеру я начал с матроса и проработал шесть контрактов под началом разных боцманов. Многие из них, на мой взгляд, были некомпетентны. Мало кто знал технологический процесс покраски, не разбирались в пульверизаторах. Это создавало хаос в работе и стоило судовладельцам дополнительных затрат. Вообще, больше половины боцманов, с кем я сталкивался, не знали норм количества слоев краски для поверхностей корпуса, надстройки и различного вида танков на судне. А это минимум двойной перерасход для владельцев. Часто нарушался технологический процесс покраски – красили в туман, при неподходящей температуре, либо по неподготовленной поверхности (сажа, не опреснённая). Подобные команды поступали от старпома, не компетентного в этом вопросе. Вообще, чаще всего в неподходящих условиях красятся фальштрубы– при несоответствующей температуре.
Я знаю процесс из хорошей морской практики. Специально общавшись с технологом по покраске, я брал карты совместимости покрасочных материалов и все это изучал. Литературу, фотографии в электронном виде вожу с собой, чтобы показывать не знающим старпомам и капитанам.
МП/МТ: Трудно стать боцманом?
Надо проработать минимум два контракта и заработать два промоушена. В моём случае желающих было много, потому что работа подразумевает больше контроля, чем непосредственно физической работы. Также старые боцмана не увольнялись и не давали хода.
Работая в одной и той же компании, но на разных судах я часто пересекался с суперинтендатом и у него возникали вопросы по трубам, кофердамам, шпигатам и их состоянию, а также по состоянию фундаментов шпилей и брашпилей. Я отвечал на его вопросы. Например, при швартовке брашпили не выдавали требуемой мощности из-за состояния фундамента. В разговоре с ним мы разбирали проблемные моменты, и я ему показывал, что надо сделать. Также я упоминал, что хочу работать боцманом, спрашивал, что нужно, чтобы им стать (на то время у меня было уже два промоушена, но продвижения не было). Однажды меня вызвали в офис капитана, где присутствовали DPA, два суперинтенданта и капитан. Мне объявили, что если сроки сессии мне позволяют (в то время я получал второе высшее в Морской Академии), то через полтора месяца у боцмана заканчивается контракт – и я смогу его сменить. Так и вышло. А через пять месяцев уже я работал на незнакомом мне судне боцманом.
МП/МТ: Какие документы необходимы?
Когда закончились матросские документы, я делал сразу боцманские документы. Процедура заняла до трёх месяцев.
В Инспекции по вопросам дипломирования моряков можно получить весь набор необходимых сертификатов. Сертификаты выдаются сроком на 5 лет, а диплом бессрочный.
Огромной проблемой оказалось подать документы в Инспекцию, приходилось занимать живую очередь с часа ночи, потому что документы для рядовых, штурманов, механиков, танкерные документы и GMDSS все принимаются в одном кабинете и мало кто знает, что существует 5 очередей к каждому столу, находящемуся за дверями кабинета. И многие, увидев толпу в коридоре, просто разворачиваются и уходят.
МП/МТ: С одной стороны, боцман – руководитель палубной команды, с другой – исполнитель приказов старпома. Возникают сложности управления?
Старпомами становятся люди, которые были два раза кадетами, а значит – имеющие незначительный опыт работы на палубе. Потом они начинают руководить палубной командой, не прислушиваясь к исполнителям. Ты не должен перечить. Со слезами выполняешь работу, прикрывая коммингс торсом от брызг. Спросят кто делал, но не спросят – кто приказал. Старпом всегда хочет сохранить свою репутацию.
В моей первой компании суперинтендант попался умный, проработавший много лет мотористом, а затем старшим механиком – и поэтому все понимал.
Раньше на флоте палубой заведовал не старший помощник, а старший механик. Палубой должен заведовать старпом, но если он человек не грамотный – то стармех. От них требуется правильно контролировать и понимать: кто у тебя опытный матрос. Чтобы люди разговаривали на одном техническом языке. Но, ни одной компании до этого дела нет. Это вопрос насущный, это кризис управления. Судовладельцу выгодно чтобы судно было в хорошем состоянии. Чтобы правильно осуществлялось обслуживание, должно быть хотя бы два человека – опытный матрос и старпом или стармех.
Часто попадается неграмотный боцман, матросы выполняют все его указания, чтобы выглядеть хорошими. В компании всегда знают только самых хороших и самых плохих. Все бояться попасть в список. Человеку легче выполнить перерасход – за счёт компании, чем сделать правильно (перекраска, подготовка к покраске и т.п.)
Допустим, на «семейных» пароходах днем, в жару, могут сидеть в надстройке, а потом красить ночью – потому что люди хотят сделать все на совесть. И наоборот, – на экваторе (жара, влажность 100%) отдают команду мотать тряпки и красить. Можно же найти другие работы, не связанные с покраской.
Почему на судне нечетко указаны обязанности рядового состава? Почему ни один судовладелец не решит за кем закреплена дренажная система, за палубой или машиной?
МП/МТ: С какими ещё трудностями сталкивались в работе?
Очень часто приходилось работать с оборудованием, не имеющим сертификатов: требовалось выполнить работу, вот и рисковали. Также никто из экипажа не озабочен сепарированием мусора (потом это ложится на плечи матросов и боцмана). Ни один старший офицер на судне еще не смог решить эту проблему.
Периодическую проверку состояния балластных танков, которую должны проводить старший помощник с ассистентом, обычно осуществляет сам ассистент или того хуже – вообще не делается.
Существует проблема грамотного распределения рабочего времени в портах и на стоянках: почти всегда задействованы все члены экипажа, хотя есть возможность дать отдохнуть хотя бы рулевым перед выходом из порта или после стоянки. Потому что в порту и во время стоянки всегда много работы и на палубе и в машинном отделении.
Подытоживая вышесказанное, хочу сказать, что контракт можно отработать и вернуться домой обессиленным морально и физически, а можно только с чувством легкой усталости. Очень многое зависит от экипажа.
МП/МТ: Ваши планы на будущее?
В перспективе я хочу стать старшим помощником капитана. Работая боцманом, я получаю неоценимый опыт управления палубной командой, со всеми подводными камнями, с которыми может столкнуться старпом. Есть огромное желание не выглядеть безграмотным начальником в глазах палубной команды.
С каждым новым судном приходят новые знания и, это здорово когда ты можешь перенимать и передавать опыт.