Современный город тир. Сидон и Тир (древние города)

На фото Сидонская крепость, в прошлом защищавшая городской порт, построена в XIII в. крестоносцами как крепость на острове, что связан с материком узким перешейком. Крепость неоднократно разрушали захватчики, и сами же восстанавливали. Сегодня от замка сохранилась пара башен, соединенных стеной.

История Сидона

Древний город Сидон расположен на побережье . В глубокой древности он был финикийским городом-государством, одним из крупнейших в Восточном Средиземноморье.

Точное время появления Сидона пока не установлено. Согласно общепринятой точке зрения, он возник, по-видимому, в 4-м тыс. до н. э. Располагался этот древний город Финикии в приморской долине шириной менее 2 км.

Во 2-м тыс. до н. э. он являлся крупным центром международной торговли. Чтобы отстоять свое право на это, Сидон вел упорную борьбу, в том числе и вооруженную, со своем соседом, городом Тиром, за главенствующие позиции в политике и торговле Финикии.

В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. Сидон принимал самое активное участие в финикийской колонизации Западного Средиземноморья.

Он стал метрополией многих колоний, а его корабли, как отмечал Геродот, были известны своим быстрым ходом. Подобно всем главным финикийским городам, Сидон находился под властью царских династий. Построенный частью на материке и частью на маленьких островах, город имел две превосходные гавани - на севере и на юге.

В начале 1-го тыс. до н. э. влияние и мощь города ослабели, и он оказался под властью Тира. Это стало началом медленного заката Сидона.

В 701 г. до н. э. его захватила армия Ассирии. Правители Ассирии назначали в город своих наместников, но сидонцы, привыкшие к свободе за долгие века независимости, неоднократно поднимали антиассирийские восстания. Когда терпение царя Ассирии закончилось, в 677 г. до н. э. он повелел разрушить Сидон.

Однако Сидон не сдался и был отстроен заново, хотя от прежнего блеска и величия уже мало что осталось, и теперь ему суждено было стать обычным портовым городом. От тех времен сохранились остатки храма Эшмуна - финикийского бога и покровителя Сидона.

Во второй половине VI в. до н. э. Сидон был силой присоединен к державе Ахеменидов, и его цари сделались вассалами, платящими дань персидским владыкам. Известно, что финикийская династия сидонских царей пользовалась особым уважением при персидском дворе. Но простые сидонцы многократно устраивали бунты против персов. Пока в 342 или 351 г. до н. э. обе его гавани и сильные береговые укрепления не были разрушены по повелению персидского царя Артаксеркса III, после чего город стал легко доступен для неприятеля.

Но, так как некоторые его причалы оставались в сохранности, город вновь был восстановлен союзами торговцев и мореплавателей. И в античную эпоху Сидон оставался шумным торговым портом. В IV в. до н. э. он начал интенсивно развивать отношения с Афинами, а впоследствии - с державой Александра Македонского. Видный военачальник практически заново отстроил Сидон и провел в нем Олимпийские игры. Затем верховная власть над Сидоном последовательно принадлежала Птолемеям и Селевкидам.

В римскую эпоху эллинизация Сидона продолжалась, а экономика города была основана на изготовлении резных изделий из слоновой кости, золотых и серебряных украшений, разноцветной стеклянной посуды, изготовлении пурпурного красителя и пурпурной ткани.

Во времена Иисуса большинство жителей Сидона были греками.

Тяжелейший урон благосостоянию города нанесло землетрясение 501 г. В 637 г. Сидон без сопротивления сдался арабам. Впоследствии он много чего вынес от крестоносцев, которые грабили его постоянно. После себя они оставили крепость из двух башен на острове и руины замка Сен-Луи.

Сегодня Сидон - третий по величине город Ливана, он носит название Сайда и располагается западнее древнего города, где руины не мешают постройке новых домов.

В наше время уже мало что напоминает о прошлом величии финикийских городов, а нынешние Сидон и Тир - относительно небольшие города рыбаков. По прошествии тысяч лет море поглотило дамбы, молы и набережные. Сегодня их изучают археологи-подводники.

История Тира

При царе Хираме, современнике легендарного царя Соломона, Тир стал столицей обширной державы. Колонии ее были разбросаны по всему Средиземноморью.

Город Тир в наше время именуется Сур. Это четвертый по величине город Ливана (после Сидона-Сайды) и один из главных портов страны. Экономика города практически целиком зависит от туризма. Среди здешних достопримечательностей - древнеримский ипподром, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В то же время здесь находится Эль-Рашидийя: один из крупнейших лагерей палестинских беженцев на 20 тыс. человек.

Побережье Тира включено в состав природного заповедника: здесь важнейшее место гнездовий перелетных птиц, а также место, где выводят потомство морские черепахи - зеленая и логгерхед, обитает летучая мышь нетопырь-карлик и произрастает редкий цветок панкраций морской.

Тир - древний финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря, расположенный сравнительно недалеко от Сидона-Сайды. Историческая судьба Тира во многом схожа с судьбой Сидона.

Предположительно он возник, как и Сидон, в 4-м тыс. до н. э. Главные постройки находились на острове, на материке остались лишь предместья и кладбища. В 3-2-м тыс. до н. э. он был важным ремесленным и торговым центром.

В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. выходцы из Тира прославились как искусные и отважные мореплаватели. Они основали многочисленные колонии на островах Средиземного моря, в частности на Кипре и Сицилии. Но главная их колония находилась в Северной Африке и называлась Карфаген, было еще поселение Лике на атлантическом побережье Африки. Были у Тира и колонии в нынешней Испании, например Гадес (Кадис) к западу от Гибралтарского пролива. Слава Тира постепенно затмила славу Сидона. В X в. до н. э. при царе Хираме - современнике легендарного царя Соломона - Тир превратился в столицу обширной морской державы.

Тир всегда был не только соседом, но и главным соперником Сидона.

«Он богат рыбой более, чем песком», сказано о Тире в древнеегипетском папирусе. Библейский пророк Иезикииль отмечал прочность и роскошь его кораблей.

С VIII в. до н. э. Тир оказался под властью Ассирии и пребывал в вассальной зависимости от нее до начала VI в. до н. э., когда был захвачен Нововавилонским царством. В то время часть ассирийских территорий отделилась от Ассирии, затем способствовала ее падению и разделу вместе с Тиром.

Со второй половины VI в. Тир - в составе державы Ахеменидов, оказавшись там во время завоевательных походов царей Древней Персии. Несмотря на это, мореплавание и торговля в Финикии процветают, а Тир по-прежнему остается «морскими воротами» Древнего Востока.

В 332 г. до н. э. Тир был взят и разрушен Александром Македонским. Но все-таки Тир поднимался из руин и, как писал античный географ Страбон, «снова возвращался, благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы».

В 64 г. до н. э. в Тире высадились римские легионы, и он вошел в состав провинции Сирия.

Портовые сооружения Тира поражали современников. Подводные археологические исследования показали, что первый древний мол на 200 м уходил в море, ширина мола была 8 м. Еще глубже был найден второй - еще более крупный мол - длиной 750 м. Посередине мола оставлен проход для кораблей. Под водой обнаружены укрепления на каждом из двух молов, а также две дамбы длиной 100 м.

Когда Финикия пришла в упадок, ремонтировать все эти капитальные сооружения никто не стал. Портовые постройки ушли под воду, дамбы, гавань, молы, даже набережные древнего Тира оказались на дне Средиземного моря.


Общая информация

Местонахождение : юго-запад Ливана.

Административная принадлежность : Сидон - район Сайда, Тир - район Сур, мухафаза Южный Ливан.

Основаны : около 4-го тыс. до н. э.

Язык : арабский, армянский, греческий.

Этнический состав : арабы, армяне, греки.

Религии : ислам - 90%, в т. ч. шиизм 50%, суннизм 40%; алавизм, религия друзов; христианство - около 10%, в т. ч. католицизм (марониты) и православие.

Денежная единица : ливанский фунт.

Реки : Сидон - Авали и Сайник.

Аэропорт : им. Рафика Харири-Бейрут (международный).

Цифры

Площадь : Сидон - 7,86 км 2 , Тир - 17 км 2 .

Население : Сидон - 57 800 чел., Тир - около 90 000 чел. (2008).

Плотность населения : Сидон - 7353,9 чел/км 2 , Тир - 5294 чел/км 2 (2008).

Средняя высота над уровнем моря : Сидон - 22 м, Тир - 10 м.

Удаленность : Сидон - 40 км. к югу от Бейрута, 35 км к северу от Тира (40 км по дороге), Тир - 75 км к югу от Бейрута.

Климат и погода

Субтропический, средиземноморский.

Мягкая и дождливая зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -14°С.

Средняя температура июля : +27°С.

Среднегодовое количество осадков : 820 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Рыболовство.

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Сидон

    Руины финикийских храмов Эшмуна (VII в. до н. э.) и Мелькарта (VII в. до н. э.)

    Храм и трон Астарты (III в. до н. э.)

    Синагога (833)

    Сидонский морской замок (ХІІІ в.)

    Замок Сен-Луи (XIII в.)

    Хан-эль-Франж (французский караван-сарай, XVII в.)

    Оттоманский дворец Деббани (1721)

    Британское военное кладбище (1943)

    Музей мыловарения (2000)

Тир

    Руины финикийского храма Мелькарта (XXVIII в. до н. э.)

    Триумфальная арка (332 до н. э., реконструкция)

    Археологический комплекс раскопки аль-Мина - руины древнеримских построек II-III вв. (театр, площадь-агора, палестра (гимнастическая школа), термы, некрополь, ипподром)

    Руины храма Св. Креста (XII в.)

    Природный заповедник Побережье Тира (1998)

    Финикийские источники Рас-аль-Айн

Любопытные факты

    Название города происходит от финикийского слова, означающего «рыбная ловля». Арабское «сайда» означает то же самое.

    В древности название Сидон зачастую применялось как иностранными, так и местными мореплавателями ко всему финикийскому побережью Восточного Средиземноморья. Это объяснялось важным значением тогдашнего Сидона.

    Сохранилась легенда о том, что во время неудачного восстания против персов в 342 или 351 г. до н. э. 40 тыс. жителей Сидона сожгли себя вместе с имуществом в своих домах, чтобы не попасть в руки победителей и не подвергнуться мучительной казни. Это мог быть вполне вероятный исторический факт: в древности площадь города была куда больше, и жило в нем до 100 тыс. человек.

    Сидон неоднократно упоминался в библейских источниках. У Иисуса Навина город называется великим Сидоном (И. Нав. 11:8; 19:28). В благословении Иакова он именуется границей расселения колена Завулонова (Быт. 49:13). В Библии сказано, что Сидон при разделении земли был назначен колену Асирову (И. Нав. 19:28), которое, однако, никогда не овладело им (Суд. 1:31). Иисус приходил в пределы Сидонские (Мат. 15:21; Map. 7:24), и жители этого города приходили к нему, чтобы получить от Него помощь (Map. 3:8; Лук. 6:17; Мат. 11: 22). На пути в Рим Павел нашел здесь христианскую церковь (Деян. 27:3).

    Израильтяне, завоевывая Ханаан, не смогли овладеть Сидоном. Стойкость Сиона вызывала ярость израильтян, которые считали сидонян врагами Израиля и его веры. По этой причине ветхозаветные пророки не раз предвещали грядущий суд над Сидоном, «погрязшим» в роскоши и пороке (Иер. 27:3 и дал.; Иоил. 3: 4 и дал.; Иез. 28:21 и дал.). Печальная судьба Сидона воспринимается израильтянами как исполнение древних предсказаний.

    Древнегреческий поэт Гомер в своих поэмах писал о «богатом медью Сидоне» и об «искусных сидонянах». Медь в Сидоне не добывали, ее туда привозили для стекольного производства: оксид меди используют при производстве стекла и придания ему зеленой и синей окраски, а также в производстве медно-рубинового стекла.

    Сидон долго был первым среди финикийских городов там, где сегодня находится Южный Ливан. Существует предположение, что Тир основала группа сидонян, недовольных «правящим режимом». Долгое время Сидон не обращал внимания на стремительно крепнущего конкурента, пока около 1200 г. до н. э. не был превзойден Тиром. Библия сообщает, что Тир настолько обошел Сидон, что сидонские рубщики леса и моряки были у него на службе (3 Пар. 5: 6; Иез. 27:8).

    В отличие от Сидона и других финикийских городов, Тир не пожелал сдаваться на милость победителя персов - Александра Македонского. Ничего удивительного: до этого еще никому не удавалось взять приступом этот город-крепость, расположенный на острове. Поначалу и Александру Великому это не удалось. И тогда полководец, привыкший с размахом решать любую задачу, решил: если войска не могут взять остров-крепость, тогда надо сделать так, чтобы она перестала быть островом. По приказу императора через пролив, отделяющий Тир от материка, за семь месяцев построили насыпь: она сохранилась и поныне. Город пал, был разрушен и разграблен, а люди, уцелевшие после штурма и дикой резни, проданы в рабство.

    Библейский пророк Иезикииль, обращаясь к Тиру, так говорит о его кораблях: «Из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим» (Книга пророка Иезекииля, гл. 27, 5-7).

    В 53 г. до н. э. Тир подпал под власть Рима. Клеопатра просила Марка Антония передать город ей, однако тот отказался, поскольку Тир обладал статусом вольного города.

Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (; ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (, , , и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.

Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской , а другая на южной – Египетская . Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (; ). Все это в свое время исполнилось.

Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор , буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля () перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам , присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам ( ).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская . Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути ().

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый .

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Один из древнейших городов Ливана и место паломничества влюблённых в древнюю историю туристов, Тир может похвастать примечательным археологическим парком - причём масштаб его столь огромен, что ЮНЕСКО, включая город в Список всемирного наследия в 1984 году, было вынуждено разделить достопримечательности на три обширных зоны: в Аль-Мине-1 и Аль-Мине-2 можно увидеть древнейшие свидетельства деятельности цивилизаций Ближнего Востока - египтян, римлян и византийцев, а Аль-Басс целиком посвящён римским «трудам», из которых самые примечательные - ипподром на 20 тысяч зрителей и арочная галерея. Солдаты НАТО и лагерь беженцев Аль-Басс чуть ли не у входа в археологический парк слегка омрачают картину, и желающих задержаться в городе надолго не находится, так что приезжать сюда имеет смысл на однодневную экскурсию.

Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос сотворил своё первое великое чудо, превращение воды в вино, на свадебных торжествах в Кане, что в 13 км от Тира.

Как добраться до Тира

Добраться до Тира проще всего на автомобильном транспорте из Бейрута - на маршруте работают автобусы, миниавтобусы и маршрутные такси «сервис». Поездка на автобусе займёт от одного до полутора часов и обойдётся в 3000 LBP; они отправляются каждые 15 минут с 5 утра до 9 вечера с транспортной станции «Cola» в ливанской столице. Миниавтобусы из Бейрута «ковыляют» в течение одного-двух часов в зависимости от навыков водителя; проезд будет стоить 2000-3000 LBP. «Сервис» - самый быстрый способ добраться до Тира. Машины трогаются в путь, как только будут заполнены все места; плата за проезд - 10-15 000 LBP.

Цены на странице указаны на март 2019 г.

Поиск авиабилетов в город Бейрут (ближайший а/п к Тиру)

Как ориентироваться в городе

Самая старая часть города находится на выступающем в море узком мысе. Здесь сразу за рыбным портом, где вперемешку швартуются колоритные лодки местных рыбаков и большие траулеры, располагается христианский квартал, а сразу за ним начинается археологический парк Аль-Мина, обе его части. Парк Аль-Басс находится в глубине города, в непосредственной близости от одноименного лагеря палестинских беженцев.

Транспорт

Учитывая небольшие размеры Тира, его можно легко обойти на своих двоих. Если же к концу дня вы порядком утомитесь от хождения, к вашим услугам такси. О счётчиках в Тире не слыхивали со времён царицы Элиссы, так что следует обговорить размер оплаты с водителем до посадки в такси.

4 вещи, которые нужно сделать в Тире

  1. Крикнуть «Карфаген, я еду!» на набережной Тира, уподобившись финикийской царице-беглянке Элиссе. Потом, разумеется, поспешить в Тунис.
  2. Пройти по главной улице римского города, затейливо вымощенной мозаикой - ей 18 веков!
  3. Погулять по грандиозным термам и пожалеть, что масштаб мытья нынче не тот.
  4. После посещения руин отужинать со вкусом в «Маленьком финикийце» в старом порту.

Отели Тира

В Тире особенно не принято останавливаться на ночь - увидеть археологические достопримечательности вполне можно в течение светового дня. Однако для фанатов раскопок существует несколько опций для размещения, которые особенно удобны, если вы решите отправиться наутро в Сидон. Самый помпезный отель носит незатейливое название «Рест Хаус» и предлагает просторные современные номера, отличный ресторан, уютный бар, два открытых бассейна и собственный песчаный пляж за 140-170 USD (имеются и «сьюты» по 400 USD). Вариант попроще, но не менее очаровательный - отель-ресторан «Аль-Фанар». Здесь царит домашняя атмосфера, готовят вкусные традиционные блюда и просят заплатить демократичные 70-90 USD за ночь.

Среди наиболее примечательных руин парка - масштабные римские термы и прилегающая к ним прямоугольная площадка, вмещавшая до 2000 зрителей - предположительно, наблюдавших за древней разновидностью водного поло.

Кухня и рестораны

Заведения фаст-фуда «кучкуются» на оживлённой улице Абу-Дееб. Здесь подают вездесущие фалафель и шаверму; самая популярная среди местных закусочная так и называется - «Абу-Дееб». За чем-то более существенным порекомендуем отправиться в ресторан «Танит» поблизости от рыбного порта. Их традиционные блюда - огромное количество «мезе», стейки и любимый солдатами НАТО бар с иностранными крепкими напитками. Другая приятная опция носит название «Тирос» - здесь вкусная еда по демократичным ценам, а по субботам звучит живая музыка. С целью ужина «с помпой» вам прямая дорога в «Маленький финикиец», что в старом порту - тамошняя «фишка» - вкуснейшие рыбные блюда и открытая терраса над старинной пристанью.

Великолепие памятников Тира

Развлечения и достопримечательности Тира

Археологический парк Аль-Мина включает в себя руины, датируемые 3 тысячелетием до н э - некогда на этом месте располагалась египетская гавань, позднее море отступило, дав пространство для более позднего римского строительства. Обратите внимание на улицу, вымощенную мозаикой, по обеим сторонам которой выстроились колонные из зелёного мрамора, импортированного из Греции. Среди наиболее примечательных руин парка - масштабные римские термы 2-3 в и прилегающая к ним прямоугольная зрительная площадка, вмещавшая до 2000 зрителей - предположительно, наблюдавших за древней разновидностью водного поло.

В 5 минутах ходьбы от Аль-Мины находятся руины средневекового замка крестоносцев (12 в), к которому ведут несколько улиц римского и византийского периодов.

Археологический парк Аль-Басс расположен примерно в 2 км от руин Аль-Мины. Первым делом здесь стоит осмотреть древнеримский некрополь с сотнями великолепно вытесанных из мрамора саркофагов - на некоторых можно прочесть имена «обитателей», другие поэтично украшены строками из «Илиады». Далее непременно нужно полюбоваться на удивительно хорошо сохранившуюся арочную галерею императора Адриана (2 в), вознёсшуюся на 20-метровую высоту, пройти по римской дороге длиной 1,6 км и погулять по крупнейшему и первому в мире по сохранности древнеримскому ипподрому - некогда он вмещал более 20 тысяч зрителей! Здесь же расположены руины акведука, доставлявшего воду в термы Аль-Мины.

Пещера Кана

Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос сотворил своё первое великое чудо, превращение воды в вино, на свадебных торжествах в Кане. По поводу того, где располагался библейский город Кана, до сих пор идут оживлённые споры, но жители Ливана уверены - чудо случилось в местечке Кана, расположенном в 10 км к юго-востоку от Тира. Свидетельств чудесного превращения напитков, конечно, не сохранилось, однако главная достопримечательность деревни - пещера Каны - вполне заслуживает внимания. По поверьям, именно здесь Иисус провёл ночь перед совершением чуда. По пути к пещере обратите внимание на древние настенные барельефы, вырезанные в скальной породе, изображающие жизнь Спасителя.

В пещеру пускают с 8 утра до захода солнца, вход стоит 4000 LBP для взрослых и 2000 LBP для детей.

Продолжив путь ещё на 18 км, можно добраться до городка Тибнин, чтобы полюбоваться на замок крестоносцев 12 века, построенный на холме в центре города. В ясную погоду со стен замка открываются головокружительные виды на поля, горы и побережье.

Тир - ливанский город, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Располагается неподалёку от израильской границы, в 20 км. Район находится под пристальным наблюдением израильских отрядов, но если обстановка спокойная, то нет никаких поводов для беспокойства и для опасений перед посещением города.

Изначально Тир состоял из двух частей, одна из которых был остров. Александр Великий соединил остров с материком, проложив дороги, используя камни из старого города.

Тир был основан в 2750 г. до н.э., как писал Геродот, а имя тир появляется на памятниках не ранее 1300 года до н.э. Надписи повествуют о побережье, море, материке, и о влиянии Тира на соседние земли.

Коммерция древнего мира была сконцентрирована вокруг Тира. Купцы Тира были первыми на Средиземноморье, которые открыли морские торговые пути, и основывали колонии в северной Африке, Сицилии, Корсике и других местах. Тир был атакован Шалманесером V, потом Навуходоноссором (586-573 гг до н.э.).

Тир - мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир - единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубывали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги - чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо.
С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.
Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая - на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук.
Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

Тир - город неиссякаемого могущества и богатства, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Гомер называл город владыкой морей, здесь добывали пурпурную краску, здесь до наших дней сохранился один из крупнейших ипподромов античного мира.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира - рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.
Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место - собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Тира. Неудивительно, что этот пример используют едва ли не все книги, написанные в защиту христианства. Причина этого будет вам вскоре ясна. (592-570 до Р.Х.):

Пророчества о Тире исполнились поэтапно с поразительной точностью. Взятые же вместе, библейские пророчества дают основание рассматривать историю как один многогранный процесс.

Тир был центром работорговли. Отвратительные формы идолослужения, человеческие жертвоприношения, сожжение пленных в честь идолов сопровождали праздники тирян. Старый Тир (Палеотир) был расположен на берегу, а рядом, на острове, вырос новый Тир. Это была неприступная крепость.

Книга Иезекииля 26 Глава

3. ...За то, так говорит Господь Бог: вот Я на тебя. Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои.
4. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою.
7. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском и с многочисленным народом.
8. Дочерей твоих на земле он побьет мечем и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал и поставит против тебя щиты...
11 И разграбят богатство твое и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду.
14. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей: не будешь вновь построен, ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог.
21. Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во-веки, говорит Господь Бог.

Предсказания

1. Навуходоносор разрушит расположенный на континенте город Тир (26:8).
2. Войной на Тир пойдут многие народы (26:3).
3. Город станет плоской, голой скалой (26:4).
4. На месте, где был город, рыбаки будут расстилать сети (26:5).
5. Остатки города будут сброшены в воду (26:12).
6. Тир никогда не будет вновь отстроен (26:14).
7. Его уже никогда не отыщут (26:21).
Предсказания, о которых мы говорили раньше, говорили сами за себя. Такие предсказания могут показаться противоречивыми. К счастью, история не знает противоречий. Нам остается только рассмотреть историю Тира и сравнить ее с пророчествами Иезекииля.

Исполнение

Как заметил светский историк, "гнев Иезекииля, в особенности в стихе 27:27, показывает, насколько значителен был древний Тир в глазах пророка, и насколько разнообразной и богатой была торговля этого города".

Навуходоносор

Навуходоносор начал осаду Тира через три года после пророчества. Британская энциклопедия отмечает, что "после тринадцатилетней осады (с 585 по 573 г. до Р.Х.)

Навуходоносором II Тир пошел на уступки и признал власть Вавилона. В 538 г. до Р.Х. вместе с остальной Финикией этот город перешел под власть Персии, где правила династия Ахеменидов". Когда Навуходоносор ворвался в город, он нашел его почти пустым. Большинство населения на корабле переправилось на остров, лежавший примерно в километре от берега, и основало там новый укрепленный город.

Старый Тир был разрушен в 573 г. (предсказание 1), однако Тир на острове оставался могущественным городом в течение еще нескольких веков.

Александр Македонский

"В ходе своей войны с Персией, - пишет Британская энциклопедия, - Александр III, разбив Дария III в битве при Иссе (333г. до Р.Х.), двинулся на юг к Египту, призывая финикийские города открыть

ему свои ворота. Общий замысел Александра состоял в том, чтобы прекратить использование этих городов персидским флотом. Граждане Тира отказались сдаться, и тогда Александр осадил этот город.

Не имея флота, он разрушил старый Тир, располагавшийся на континенте, а из его обломков соорудил дамбу шириной в 60 м через пролив, разделявший старый и новый город. На дальнем конце дамбы он воздвиг башни и военные машины" (Предсказание 5). Древний историк Курций писал, что при сооружении дамбы использовался лес с горы Ливанской (для балок), а землю и камни брали из старого Тира (Предсказание 5).

Из трудов греческого историка Арриана мы подробно узнаем о том, как совершалось нелегкое дело завоевания Тира. Этот город был частично расположен на континенте, а частью - на острове, где располагалась исключительно сильная крепость. Взяв континентальный город, Навуходоносор обошел островную часть Тира. Александр же, как повествует Арриан, намеревался взять целиком весь город. Предприятие было трудное.

Остров был целиком окружен прочными стенами, достигающими самой береговой полосы. Жители Тира, как и враги Александра - персы под предводительством Дария, контролировали море, однако этот греческий военачальник решил построить искусственную косу, которая достигла бы крепости. Вначале работа продвигалась успешно, но по мере строительства дамбы росла глубина моря, а жители Тира совершали все более частые вылазки против нападавших.

Из-за своих высоких стен они могли причинить значительный вред наступавшим, в особенности если вспомнить, что последние были подготовлены скорее к работе, чем к войне, и носили не доспехи, а обычную рабочую одежду. Вылазки жителей Тира на строящуюся дамбу серьезно замедляли ее сооружение. Чтобы противодействовать осаждаемым, Александр построил на дамбе две сторожевые башни с солдатами.
После этого жители Тира предприняли весьма успешный налет на дамбу.

Они подожгли сторожевые башни с помощью специальных кораблей и высадили многочисленный десант, изгнав с дамбы греков, к причинив ей максимальный ущерб, на какой были способны. Далее Арриан пишет о морских сражениях. Понимая, что ему необходимы корабли, Александр потребовал их у завоеванных городов и областей. Флот его был таким образом создан; около 80 кораблей поставили Сидон, Арад и Библос, 10 - Родос, 3 - Соли и Маллос, 10 - Ликия, один большой корабль - Македония, и 120 - Кипр (Предсказание2).

С таким мощным флотом завоевание Тира Александром с помощью земляной дамбы стало лишь вопросом времени. Несмотря на помехи со стороны Дария, противника Александра, дамба в конце концов была построена, стены города разрушены и сам он разорен. "Широкая дамба. - пишет Филипп Майерс, - соединяющая берег с

островом, сохранилась до сих пор. Когда после семимесячной осады город был взят, восемь тысяч жителей было убито, а тридцать тысяч - проданы в рабство".
Немудрено, что жители Тира вызвали такую ненависть греков.

Защитники города использовали все доступные методы - в том числе и не самые благовидные. "Оборона Тира и его полное падение перед греческими завоевателями - весьма печальное событие", - считает Джон К.Бек. Приведем интересную цитату из учебника истории, написанного светским ученым Филиппом Майерсом: "Александр Македонский превратил Тир в развалины (332 г. до Р.Х.).

Город в известной степени оправился от этого удара, однако никогда уже не занимал того места в мире, что раньше. Большая часть того места, где лежал этот некогда великий город, теперь похожа на голую скалу (Предсказание 3) - место, где рыбаки, до сих пор многочисленные в тех краях, расстилают для просушки свои сети" (Предсказание 4). Джон Бек пишет о падении Тира в исторической перспективе: "История Тира не прекратилась после завоевания его Александром. Его вновь отстраивали и вновь осаждали до тех пор, пока, наконец, спустя шестнадцать веков, Тир не был разрушен окончательно и бесповоротно".

Антигон

"Возвращаясь с победоносных войн в Вавилонии, - пишет Нина Джидеджиан, - Антигон легко покорял финикийские города, пока не натолкнулся на упорное сопротивление Тира. Прошло восемнадцать лет со времени завоевания этого города Александром, и он успел стремительно возродиться... Для покорения Тира Антигону потребовалось провести пятнадцатимесячную осаду". Простая арифметика показывает, что эти события происходили в 314 г. до Р.Х. Согласно Международной стандартной библейской энциклопедии, царь Птолемей II (Филадельф) правил с 285 по 247 г. до Р.Х. Джидеджиан продолжает:

"Когда Птолемей Филадельф построил Береникейскую гавань на Красном море, проложил дорогу с селениями и колодцами к Коптосу и заново открыл канал, связывающий Пелузийский рукав Нила с Суэцким заливом. Тиру был нанесен роковой удар. Суда, принадлежавшие Тиру, раньше плавали от Красного моря и Индийского океана через порт Элот к Риноколуре в Финикии через Петру, а затем - к различным портам Средиземноморья. Теперь моряки плыли через канал к Александрии, куда и направлялось все богатство, которое в былые времена приходило в Тир".

Исследовательница приводит рассказ персидского путешественника Насира-и-Хусрав, посетившего Тир в 1047 г. от Р.Х. "Город свой они построили на скале, в море, таким образом, что городская управа расположена на континенте, на участке протяженностью около ста метров, остальная же часть возвышается прямо из воды.

Стены сооружены из тесаного камня, швы прослоены смолою, чтобы сквозь них не проникла вода. Площадь города достигает тысячи квадратных аршин, караван-сараи его построены в пять-шесть этажей, возвышаясь друг над другом. В городе много фонтанов, базары его чистые, и богатство велико. Этот город Тир вообще знаменит среди сирийских портов своим богатством и могуществом. У городских ворот воздвигнут Машхад, храм, посвященный мученикам, где можно увидеть великое множество ковров, висячих украшений, ламп и светильников золотых и серебряных. Сам город стоит на возвышении. Вода в него приходит с горы, по акведуку, доходящему до городских ворот".

Мусульмане

Поскольку город был в свое время взят мусульманами, за него сражались и крестоносцы, в конце концов захватившие остров. Во время крестовых походов он служил важным опорным пунктом, но все же был отбит мусульманами. Вот как описывает это историк Жозеф Мишо: "Взяв и разрушив Птолемаиду, султан направил одного из своих эмиров с отрядом войск, чтобы завоевать Тир, и город, охваченный ужасом, без сопротивления открыл свои ворота... Эти города, не давшие никакой помощи Птолемаиде в решительной схватке, полагали, что находятся под защитой перемирия. Но население их было перебито, рассеяно, продано в рабство: ярость мусульман распространялась даже на камни этих городов, и казалось, что они

стремятся уничтожить саму землю, по которой ступали христиане. Их дома, храмы, памятники, их хозяйство и все, составляющее гордость христиан, - все это было истреблено вместе с жителями с помощью огня и меча" (Предсказание 6).

"В 690(1291) году город был снова взят мусульманами одновременное Акрой и другими приморскими городами. Разрушенный, он до сего дня лежит в развалинах", - писал арабский историк Абулфиела в 1321 г.

Лестранж цитирует другого арабского историка, Ибн Батуту, который в 1355 г. посетил развалины Тира. "В поговорку вошло могущество этого города, который с трех сторон омывало море. Ныне от древних стен и порта остались лишь развалины, и сохранилась от старых дней цепь, перегораживающая устье порта" (Предсказание 6).

Плиний Старший, которого мы цитируем по Нине Джидеджиан, подводит следующий итог: "Тир... некогда знаменитый, как мать городов Лептиса, Утики, Карфагена, великого соперника Рима в борьбе за мировое господство, а также Кадиса, основанного за пределами обжитого мира; но все богатство и слава Тира состоит ныне в лангустах да пурпурной краске, добываемой из ракушек" (Предсказание 7).

Нынешнее положение Тира

Ина Джидеджиан описывает сегодняшний Тир (ныне Сур): "Этот порт используется и в наши дни. Здесь становятся на якорь малые рыбачьи лодки. В фундаменте бывшего города видны гранитные колонны римского времени, которые были использованы для укрепления стен, построенных крестоносцами. Порт превратился в рыбацкую гавань и место, где рыбаки сушат свои сети".

"Как предсказал пророк. Тир должен был превратиться в место для сушки рыбачьих сетей, - пишет другой исследователь. - Сегодняшний Сур - городок, построенный на побережье на некотором расстоянии от древнего. На месте же старого Тира теперь стоит рыбацкая деревушка, что является не опровержением, но окончательным исполнением пророчества.

Тир, царь морей, ремесленный и коммерческий центр мира на протяжении веков, погиб, чтобы никогда больше не возродиться. Рыбаки, расстилающие свои сети на скалах, некогда служивших основанием древнего города, последнее звено в цепи пророчеств Иезекииля, сделанных двадцать пять веков тому назад" (Предсказание 4). Нина Джидеджиан в своей замечательной книге пишет в заключение, что "камни Тира можно обнаружить в таких отдаленных местах, как Акра и Бейрут. И все же свидетельства его великого прошлого весьма многочисленны.

Недавние археологические раскопки обнаружили несколько последовательных слоев этого гордого финикийского порта... Великий древний город Тир покоится под слоями накопившихся развалин. Над землей были найдены лишь остатки акведука, несколько разбросанных по всей территории колонн, да руины христианской часовни... Заглянув в воду, можно увидеть массивные гранитные колонны и каменные блоки, раскиданные по морскому дну. До недавнего времени над уровнем земли почти не было никаких развалин Тира".

Конкретное исполнение пророчеств

Мы изложили историю древнего города Тира. Посмотрим, как она соотносится с конкретными предсказаниями Иезекииля.

1. Навуходоносор действительно разрушил старый (континентальный) город Тир.

2. На Тир пошли войной многие народы. "Особенность волн - то, что они идут одна за другой, оказывая разрушительное действие за счет последовательных непрерывных ударов, - замечает Джон Бек. - Пророчества Иезекииля, таким образом, следует понимать как предсказание целого ряда завоеваний на протяжении длительного периода времени.



В свете такого истолкования легко раскрывается содержание ст. 4-6. Прежде всего, "и разобьют стены Тира, и разрушат башни его" (завоевание Навуходоносором). Затем "и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою" (осада Александром Македонским). И, наконец, "будет он на расхищение народам" (история вслед за осадой Александра Македонского)".

3. Александр Македонский, строя свою дамбу для осады островной крепости, разрушил старый Тир, превратив его в "голую скалу".

4. Расстилание рыбачьих сетей на месте старого Тира неоднократно отмечалось исследователями, включая светских ученых и историков. "Бледно-бирюзовые рыбачьи сети сушились на берегу..." - пишет о поездке в Тир Нина Нелсон. "Вряд ли лежит на своем месте хотя бы один камень древнего Тира, - писал Ганс-Вольф Ракль, - как и предсказывал пророк. Тир превратился в место, где рыбаки сушат свои сети".

5. Строя свою дамбу, Александр сбросил в воду то, что оставалось от города. "Пророчество Иезекииля, касавшееся "камней, дерев и земли" Тира, которые "бросят в воду", - пишет Джозеф фри, - исполнилось в точности, когда саперы Александра Македонского строили осадную дамбу, используя в качестве материала обломки древнего Тира, расположенного на материке, и укладывая их в воде". Нина Нелсон в своем "Путеводителе по Ливану" отмечает, что "руины древнего Тира уникальны, потому что лежат в самом сердце моря".

6. Город Тир никогда не будет отстроен заново. "Не будешь вновь построен", - предсказывал пророк. В своей книге "Основы христианской веры" Флойд Хамилтон подчеркивает, что другие города не раз отстраивались заново после завоеваний. "Иерусалим был не однажды разрушен, но всякий раз подымался из руин. Ничто не указывало на то, что именно город Тир восстановлен не будет.

И однако двадцать пять столетий назад еврейский пророк в своем вавилонском изгнании заглянул по велению Господа в будущее и начертал слова "и не будешь вновь отстроен". Прозвучал глас Божий, и древний Тир доныне пребывает голой скалой, брошенной человеком! Любому, кто хочет узнать местоположение бывшего города, покажут на участок побережья, где не сохранилось ни единого участка развалин.

Город исчез с лица земли и никогда не был восстановлен". На месте древнего Тира находится Реселайн, обильный источник пресной воды, несомненно в свое время питавший древний город. Этот источник до сих пор находится там же, и столь же обилен, однако воды из него стекают в море. По измерениям специалистов, сток пресной воды достигает около 37 млн. литров в день. Этого количества достаточно для снабжения даже крупного современного города - и тем не менее Тир никогда не был заново отстроен, иными словами, пророчество Иезекииля не нарушено уже более 2500 лет.

7. Город уже никогда не отыщут. Большинство комментаторов сходятся на том, что реальное местоположение разрушенного Тира установить уже невозможно. Вероятно, более точно можно истолковать эти слова в том смысле, что люди будут искать не место, где располагался Тир, но возвращения городу былого богатства и славы.

Трудно поверить в невозможность отыскания руин города, который некогда занимал целый остров и был окружен стенами, спускавшимися до самой воды. Кое-кто до сих пор не принимает исполнение пророчества о том, что Тир никогда не будет отстроен заново, - ведь на его месте располагается рыбачья деревушка. Существование деревушки отрицать невозможно, но не стоит на этом основании отрицать само пророчество.

Действительно, если вспомнить его целиком, мы обнаружим, что Тир должен превратиться в место для растилания рыбачьих сетей, что и произошло. Для расстилания сетей нужны хозяева этих сетей, то есть рыбаки. Им, в свою очередь, необходимо где-то жить, и если они расстилают сети на месте древнего города, согласно пророчеству, то вряд ли они станут строить свою деревню в 10 километрах от него - жить они будут там, где расположены их сети.

Когда в 1291 году Тир был разрушен, он погиб и уже никогда не был заново отстроен. Поселение, возникшее на его месте, напоминало древний Тир не больше, чем, скажем, город Сиэттл или Владивосток.

"Я посетила Сур летним днем, - вспоминает Нина Нелсон. - Город был сонным, спокойствие царило над гаванью. Бледно-бирюзовые рыбачьи сети сушились на берегу".

Ганс-Вольф Ракль в "Подводной археологии" отмечает, что "вряд ли лежит на своем месте хотя бы один камень древнего Тира... Поселенцы, появившиеся после разрушения города, использовали его руины для строительства собственных хижин. Как и предсказывал пророк. Тир превратился в место для сушки рыбачьих сетей".

В книге "Путешествия по Ливану" Филипп Уард признает, что "С тех пор (1261) земледелие и рыболовство, два занятия людей мирных и скромных, впервые превратили Тир в захолустный уголок".

В своем статистическом анализе Питер Стоунер использует семь предсказаний Иезекииля, шесть из которых совпадают с приведенными в этой главе (1-6). "Если предсказания Иезекииля в свое время были сделаны на основе человеческой мудрости, - пишет исследователь, - то вероятность осуществления всех семи пророчеств составляла бы один шанс на 75 миллионов. Тем не менее, все они сбылись вплоть до малейших подробностей".

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх